В Томске прошло региональное совещание филиальной сети Промсвязьбанка, в котором приняли участие член совета директоров банка Дмитрий Ананьев, президент Промсвязьбанка Александр Левковский, первый вице-президент Дмитрий Сенников и другие представители топ-менеджмента банка и представители филиалов Промсвязьбанка в 20 городах Урала, Сибири и Дальнего Востока, специалисты профильных подразделений банка. Участников и гостей выездного заседания приветствовал мэр Томска Александр Макаров.
Справка
АКБ "Промсвязьбанк" (ЗАО), Москва (основан в 1995 году) - один из ведущих российских частных банков с активами 150 млрд. рублей и собственным капиталом 15,2 млрд. рублей по состоянию на 01.10.2006. Промсвязьбанк имеет следующие долгосрочные рейтинги международных рейтинговых агентств: "B+" FitchRatings, "Ba3" Moody's (рейтинги имеют прогноз "Стабильный"), "B" Standard&Poor's (рейтинг на пересмотре с позитивным прогнозом). По состоянию на 01.10.2006 региональная сеть банка насчитывает более 80 дополнительных офисов в Москве и регионах, 37 региональных филиалов в ряде крупнейших российских городов, филиал на Кипре, представительства в Киргизии, на Украине, в Китае и Индии.
На "стол" подается без победной риторики
Банковский бизнес, как известно, - материя тонкая. Здесь постоянно надо держать "ухо востро", а руку на пульсе: не только внимательно отслеживать как внешние, так и внутренние процессы, но и принимать выверенные, внятные решения. Поэтому не случайно в своем выступлении член совета директоров банка Дмитрий Ананьев так много внимания уделил "внутренней кухне". Ведь от того, что готовится на ней и как подается на "стол", в конечном счете зависит успех банковского бизнеса. А это не дается само собой. Понимание приоритетных задач приходит в постоянной работе, когда они пропускаются через себя всеми - от руководителя до рядового сотрудника каждого филиала банка.
Надо сразу сказать, что на заседании правления обошлись без "победной риторики". На нем честно и прямо говорилось о тех вопросах, решение которых является приоритетной задачей ближайшего времени.
На сегодняшний день тенденция складывается положительная. В ряду наиболее важных событий - решение Commerzbank AG (Германия) принять участие в увеличении капитала Промсвязьбанка. Уже достигнута договоренность о том, что Commerzbank приобретет пакет акций (15,32 процента) в рамках дополнительной эмиссии. Что это дает?
- Появление стратегического инвестора, - говорит член совета директоров Промсвязьбанка Дмитрий Ананьев, - несет реальное преимущество - увеличение уставного фонда. Вместе с удачным размещением евробондов, которое состоялось на прошлой неделе, это приведет к значительному росту уставного капитала нашего банка. Это - залог конкурентоспособности.
Текущая ситуация требует особого внимания к задачам, которые ждут своего решения. Сосредоточившись на них, банк в течение короткого периода времени может добиться серьезных заделов по всем направлениям работы. Планка, которую стремится "взять" банк, поднята действительно высоко. Здесь осознанно идут на то, чтобы предлагать клиентам именно те продукты, которые они хотят видеть. Начавшийся в филиалах процесс стандартизации позволяет персоналу принимать взвешенные, разумные решения, которые становятся хорошей базой для достижения поставленных задач.
Но вкус настоящей победы, похоже, еще впереди. Банковскому бизнесу приходится развиваться в условиях усиливающейся конкуренции. В том числе со стороны западных банков, которые, в отличие от российских, являются в профессиональном плане более подготовленными.
Однако у Промсвязьбанка есть уникальное преимущество - он имеет доступ к недорогим западным финансовым ресурсам. Как заметил в своем выступлении Дмитрий Ананьев, "сохраняя российские ценности, у нас есть возможность использовать зарубежный банковский опыт и успешно вести свою работу".
Одним из других базовых моментов развития является повышение капитализации банка.
- Можно быть умным и энергичным и с небольшим капиталом, - сказал, обращаясь к участникам совещания, Дмитрий Ананьев, - но это мне напоминает боксера- легковеса. Он, конечно, подвижный, может быть, даже какими-то ударами обладает, но когда на ринг выходит тяжеловес с нормальным капиталом, то ему одного удара достаточно для того, чтобы уложить легковеса на лопатки. Поэтому мы должны стараться быть на российском рынке как минимум "средневесом". Но в средней весовой категории мы просто обязаны выступать достойно. Стараться быть и подвижными, и умными, и энергичными. Обладать хорошим ударом и уметь держать ответный.
На выездном заседании много внимания было уделено развитию продаж международного бизнеса и торгово-проектному финансированию. При этом следует отметить, что объемы международного финансирования Промсвязьбанка в этом году существенно превысят один миллиард долларов. Это довольно большая цифра, сравниться с которой могут только самые крупные российские банки. Но, как бы там ни было, Промсвязьбанк пока не является абсолютным лидером, поэтому ему в этом направлении есть к чему стремиться. На "круглом столе", посвященном вопросам продаж продуктов международного бизнеса в регионах, состоялось детальное обсуждение работы филиалов банка в этом стратегическом направлении. Думается, он даст положительный импульс развитию этого бизнеса во всех 37 филиалах банка.
Рост идет в разы
Почему именно Томск, а не какой-то другой сибирский город, стал местом сбора банковской элиты? Для этого есть веская причина. В Промсвязьбанке стало хорошей традицией проводить выездные заседания правления в филиалах, которые показывают самые лучшие результаты в работе. Томский филиал Промсвязьбанка, демонстрирующий устойчивый рост всех показателей, для этой почетной роли подходит как нельзя лучше.
Достаточно сказать, что по итогам работы за девять месяцев по сравнению с этим же периодом прошлого года валюта баланса увеличилась в 4,2 раза. Не менее впечатляют и другие показатели: темпы роста кредитного портфеля корпоративных клиентов, например, во втором квартале составили 303%, а в третьем - 458%.
Несложные арифметические расчеты показывают, что объемы кредитного портфеля корпоративных клиентов филиала с начала года увеличились в 5 раз. Что лежит в основе такого поистине спринтерского рывка?
- За два года деятельности Томский филиал, - говорит его управляющий Сергей Сахаров, - существенно увеличил свою клиентскую базу и расширил присутствие в хозяйственном комплексе области. В настоящее время клиентами филиала являются предприятия ключевых отраслей экономики Томской области. На 1 октября в филиале открыто более 800 счетов юридическим лицам и предпринимателям, более 2000 счетов физическим лицам. Приоритетным направлением стало кредитование реального сектора экономики. Рост диверсификации кредитного портфеля происходил за счет расширения круга заемщиков и числа выдаваемых кредитов, при этом необходимо отметить, увеличение объема кредитного портфеля не связано со снижением требований к уровню надежности заемщиков.
Активно, по словам Сергея Александровича, развивается в Томском филиале Промсвязьбанка и розничный бизнес. Несмотря на то, что к массовому кредитованию частных лиц филиал приступил во втором квартале 2006 года, результаты получены внушительные. По сравнению с началом 2006 года розничный кредитный портфель увеличился в 7,2 раза. Хорошо продуманная клиентская политика, направленная на максимально полное удовлетворение потребностей клиентов, дает положительные результаты. Филиал постоянно расширяет свое присутствие на региональном рынке банковских карт. На сегодняшний день реализованы зарплатные проекты с крупными предприятиями и организациями Томска, эмитировано более 8 тысяч пластиковых карт, работают 15 банкоматов, развёрнута сеть по обслуживанию банковских карт в торгово-сервисной сети. Очень важно, что для компаний и организаций, работающих на внешнем рынке, филиал предлагает пакет услуг по профессиональному обслуживанию экспортно- импортных контрактов и международных платежей.
Часть стратегического плана развития банка на территории Томской области - открытие нового кредитно-кассового офиса "Центральный", где для клиентов будет доступен полный спектр банковских услуг. Что касается приоритетных задач следующего года, то Сергей Сахаров считает, что ими в первую очередь станет укрепление позиций Промсвязьбанка в регионе как универсального банка. У томичей для этого есть ресурсы и возможности.