aif.ru counter
26

Кто возьмет трамвай на буксир?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Томск 04/10/2006

- Недавно провела эксперимент, - пишет в "АиФ -Томск" томичка Лариса Степанова. - Оказавшись в районе Дзержинки, решила проверить слова начальника трамвайного депо о том, что по первому маршруту движение организовано исправно. Но как бы не так! Прождав трамвая минут 15, большинство потенциальных попутчиков, поеживаясь от холода, отправились искать счастья на соседнюю остановку маршрутных автобусов. Мне, решившей ждать до победного конца, оно улыбнулось лишь через 40 минут. В результате не только потеряла время, но и вконец испортила настроение. Теперь понимаю, почему томское трамвайное депо дышит на ладан. Смертный приговор оно подписало себе плохой работой...

"Хромают" на четыре колеса

Оценка, надо признать, очень жесткая. Хотя, она, в общем-то, и не нова. Вопрос о том, быть или не быть в Томске трамваю с троллейбусом, поднимался неоднократно. Год назад городская администрация совместно с дирекцией трамвайно-троллейбусного управления предприняла попытку вывести предприятие из кризиса, но она, из-за отсутствия должной бюджетной поддержки, не увенчалась успехом. Трамвай и троллейбус продолжают "хромать" на обе ноги. Вернее - на все колеса. На прошлой неделе в причинах критического состояния самого демократичного вида городского транспорта в очередной раз пытались разобраться мэр Томска Александр Макаров и секретарь Политсовета Томского регионального отделения партии "Единая Россия" Александр Куприянец.

Для того чтобы лучше понять "истории болезни", начнем со статистики. На сегодняшний день парк ТТУ насчитывает 124 троллейбуса и трамвая, в то время как для обеспечения максимальной эффективности перевозок подвижный состав должен быть в два раза больше. Это первое. Во-вторых, трамвайно-троллейбусный парк на 70 процентов уже отслужил свой век. В прошлом году из-за 100-процентного износа было списано 10 трамвайных вагонов и 14 троллейбусов. В настоящее время 89 из 124 машин нуждаются в капитальном ремонте. Если сбудутся прогнозы на 2007 год и будет списано еще более 90 единиц техники, то в ТТУ останется по два трамвая и троллейбуса на каждый городской маршрут. В конечном счете судьба электрического транспорта в Томске напрямую зависит от того, какую стратегию выберет городская власть.

На уровне первых советских пятилеток...

- Сегодня мы, по сути, расплачиваемся за то, что в течение 20-30 последних лет ничего практически не вложили в развитие материальной базы трамвайно-троллейбусного управления, - считает мэр Александр Макаров. - Если, действительно, хотим возродить электрический транспорт, то в первую очередь надо серьезно заняться его экономикой, которая в результате того, что пассажиры перевозятся в два раза ниже себестоимости, является планово-убыточной. Поэтому в городской или областной бюджет, здесь нет большой разницы, ежегодно должно закладываться порядка 60 миллионов рублей на компенсацию стоимости пассажирских перевозок. Во-вторых, нужно обновлять подвижной состав. Из того мизера, что сохранилось, половину можно смело списывать.

Оставшееся количество машин, которые будут выходить на линию, вряд ли удовлетворит запросы горожан. Чтобы переломить ситуацию, необходимо ежегодно приобретать как минимум по 2-3 трамвая и троллейбуса.

Кроме того, по словам Александра Макарова, надо обязательно вкладывать деньги в развитие ремонтной базы, в приобретение оборудования и запасных частей. То, что имеется в ТТУ, - это чистейшей воды натуральное хозяйство. Станочный парк - времен первых советских пятилеток. Люди, не от хорошей жизни, вынуждены все делать своими руками, поддерживать парк в рабочем состоянии. Есть и другие слабые звенья - 50 процентов трамвайных путей и 70 процентов контактных сетей находятся в аварийном состоянии.

Чтобы понять остроту этой проблемы, достаточно назвать всего одну цифру. Стоимость капитального ремонта километра одиночного рельсового пути обходится ТТУ в 5,5 миллиона рублей, а восстановлению подлежит как минимум 20 из 45 километров трамвайных путей! Поэтому, только в том случае, когда все перечисленное будет выполнено, станет можно говорить о том, что власть серьезно подошла к решению проблем городского электротранспорта.

Что поможет поставить "трамвайщиков" на ноги

Впрочем, было бы совершенно неправильно вырывать трамвайные и троллейбусные беды из общего контекста. По мнению специалистов, транспортная ситуация в городе оценивается как тупиковая. Все дело в том, что проехать по улицам областного центра в последнее время стало весьма проблематично. Во-первых, город до предела забит личным транспортом. Во-вторых, многократно возросло количество "маршруток", которые неистово и опасно соревнуются за своих пассажиров. В конечном счете - рост дорожно-транспортных происшествий. Причем с печальным финалом. Что можно противопоставить тому, что творится на городских улицах?

- Для начала необходимо восстановить нормальный баланс между маршрутными такси и электротранспортом,- говорит лидер томских "единороссов" Александр Куприянец. - Кроме того, на улицах Томска должны появится автобусы большой вместимости. К сожалению, сегодня их нет. Чья это вина? Конечно, в первую очередь органов власти, тех, кто допустил, что в городе перестали существовать крупные пассажирские автотранспортные предприятия. Пополняя автобусный парк большой вместимости, мы должны параллельно решать проблемы трамвайно-троллейбусного управления. Чтобы помочь ему стать на ноги, необходимо приобретать в год не два-три, как говорил Александр Макаров, а по 10 трамваев и троллейбусов. Причем самых современных. Ежегодно выделять 25-30 миллионов рублей на ремонт путей и контактной сети. Это не только поднимет в глазах томичей престиж и авторитет электротранспорта, но и резко увеличит пассажиропоток, а значит, и доходы предприятия.

У мэрии появился надежный союзник

Как известно, одним из достоинств электротранспорта является то, что это удобное и доступное средство передвижения по городу.

Электротранспортом пользуется та часть населения, которая имеет сравнительно скромный достаток. К тому же один трамвай по вместимости может заменить три "маршрутки". И не менее важно, что это экологически чистый вид транспорта.

Но где взять средства на вывод ТТУ из кризиса? Понятно, что на федеральный бюджет в этом случае рассчитывать не приходится - он не даст денег на чисто городские, внутренние, нужды. Естественно, этой проблемы не осилить в одиночку и городскому бюджету, в котором, как говорится, едва сводятся концы с концами. Таким образом, все надежды только на областной бюджет. Но пойдут ли на его корректировку с учетом "трамвайно-троллейбусных денег" депутаты Госдумы области? В этом смысле мэрия получила надежного союзника в лице действующей в областном парламенте фракции партии "Единая Россия". Она будет добиваться спасения томского электротранспорта.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах