С тревогой наблюдая, как ржавый борт троллейбуса, выворачивающего с Красноармейской на Кирова, прошел в десятке сантиметров от моей машины, я невольно замер. Когда первый испуг прошел, в голове пронеслось: как они вообще работают сегодня на этих "гробах"? Тут на легковушке-то еле уворачиваешься.
Еще до маршруток
"Вот так и работаем. На нервах и приобретенном опыте", - отвечает на мой вопрос водитель-наставник с почти двадцатилетним стажем Альвина Петровна Шиканова. Она любезно согласилась на своем примере показать работу водителя троллейбуса. "Раньше, конечно, легче было, - продолжает она. - Движение не такое. Да и совершенно безбашенных маршрутников в 1987 году, когда я пришла учиться в ТТУ, еще не существовало. Культуры больше было на дороге, дисциплины". Интересно, что стать водителем троллейбуса Альвину Петровну, закончившую сельскохозяйственный техникум и не имевшую "прав", никто, как говорится, за уши не тянул. Но где-то глубоко в душе таилась у девушки внутренняя подсознательная любовь к этим большим могучим машинам. И она решилась. "Почему? Все время в движении, в дороге, - отвечает Шиканова. - Интересно. Да и люди со временем стали узнавать, здороваться. Ездишь-то по одним и тем же маршрутам. Приятно".
Кстати, и материальный аспект тоже имел значение. В те годы водитель троллейбуса на линии получал 350-400 рублей. Очень хорошие деньги. С учетом инфляции, не сравнимые с теми, которые получают водители троллейбуса сейчас. Вот и остались теперь лишь самые преданные и выносливые.
Молодые среди водителей троллейбусов уже почти не встречаются. А женщины в общей массе оставшихся составляют около 10 процентов. Причем младше тридцати лет - никого. С другой стороны, в сегодняшних условиях, чем больше опыта, тем лучше. Иной раз им приходится такие пируэты выписывать, "пикировать" в такие пробелы - счет на сантиметры.
Дикий рынок
Учиться Шикановой нравилось, и особых проблем у нее не было. Хотя трудные моменты, конечно, случались. Теперь она с улыбкой вспоминает свои первые километры за рулем двенадцатиметровой махины. Когда она пыталась "поймать" рулем все время норовивший уйти с прямолинейной траектории упрямый троллейбус. Да и последующая работа в целом оправдала ее надежды. Со временем, приобретя необходимый опыт, она стала учить и других. Вот только ситуация на дорогах с конца восьмидесятых - начала девяностых годов изменилась не в лучшую сторону.
С распадом муниципального автобусного парка основная тяжесть городских пассажироперевозок легла на трамваи и троллейбусы. И пошло-поехало. Многим пямятны времена, когда набитые битком троллейбусы проезжали мимо остановок. Экономика встала. Деньги кончились. Новые машины перестали приходить. С зап-частями тоже возникли проблемы. Начался интенсивный износ подвижного состава. Правда, позже на выручку пришли появившиеся маршрутники, начавшие плодиться как грибы после дождя. Но эта самая "выручка", только не в смысле помощи, а в смысле прибыли, явилась для них главной ценностью.
За пассажирами начали буквально гоняться, останавливаясь по любой их прихоти, в любом месте. И одни из первых, кто почувствовал на себе эту вакханалию, стали водители троллейбусов. "У меня такое ощущение, - сетует Альвина Петровна, - что на эти маршрутки набирают людей буквально с улицы, без всякого стажа. Это же видно по манере вождения. Не говоря уже о том, что кроме себя они никого не замечают. У меня же 12 метров в длину и больше двух в ширину. Да еще линия, к которой я привязана. Как я его объеду, если он встанет? А ему все равно. Хорошо, хоть приучили остановки соблюдать. А еще эти таксисты, занявшие их все. Возьмите "Центральный рынок". Там же вообще нормально остановиться невозможно".
Томск без троллейбуса не мыслю
Свою лепту во всеобщий бардак на дорогах внес и начавшийся в девяностых автомобильный бум. Легковушки полезли, что называется, со всех щелей. "Права", как и эти самые авто, превратились в такой же товар. Да и качество реального обучения в автошколах резко упало. В разы возросла загруженность улиц, аварийность. Все это вкупе сделало работу водителей троллейбусов невыносимой, нервной, что называется, на износ. Сегодня любой томский автомобилист считает троллейбус на дороге скорее не средством перевозки пассажиров, равноправным участником движения, а досадной помехой, которую нужно побыстрей объехать. А то, не дай бог, сломается посреди улицы. Потом из-за него вообще не выедешь. И на то есть основания. К сожалению, в последнее время стоящий посреди улицы раскоряченный троллейбус с беспомощно повисшими "рогами" - не редкость. Износ парка достиг предела.
- У нас ребята-водители иной раз при разборках за монтировку хватаются, - рассказывает Шиканова. - И подрезают нас, и зеркала нам сносят, и в сугробы загоняют. Все бывает. А в ГИБДД жаловаться бесполезно. Они нам говорят: разбирайтесь сами. Вот и разбираемся. Хотя и среди маршрутников разные люди бывают. Иногда напортачит водила, например, зеркало снесет, потом остановится, извинится. Рассчитается за него. Но таких единицы. В основном ругаются, посылают куда подальше.
Ну а что дальше? Ведь еще несколько лет - и на троллейбусе в час пик в центр города точно уже будет не проехать.
- Мне кажется, все-таки, количество маршруток нужно ограничить, - делится своим мнением Альвина Петровна. - По крайней мере, в центре. В основном проблемы из-за них. Посмотрите, весь правый ряд занят. Необходимо изменить транспортную схему. Мы ездили в Кемерово опыт перенимать. Так там в центр, где троллейбусы ходят, маршрутников не пускают. Есть же ведь параллельные улицы, в конце концов. Ну и помощь от властей нам, конечно, нужна. Необходимо закупать новые машины. Они очень дорогие. А вообще, я Томск без троллейбусов не представляю. Наверное, слишком привыкла. Да и на Западе, насколько я знаю, с учетом возросших экологических требований, во многих городах от них не отказываются. Чем мы хуже?