Предрейсовый медосмотр притча во языцех. Формально, «на бумагах» его проходят практически все. Особенно актуально это для таксистов, «бомбящих» круглые сутки. А вот на деле… Томские ученые разработали прибор, позволяющий вывести на чистую водку нерадивых автомобилистов.
«Занёс» и поехал
Не секрет, что купить справку от врача о проведении предрейсового осмотра – сегодня не проблема. Если в крупных автопредприятиях о безопасности еще както пекутся, то те, кто помельче, на безопасности экономят. Какой механик? Какой врач? «Занес» несколько тысяч. Поставили штамп. И поехал. Но скоро этому может быт положен конец. Разработана система, позволяющая дистанционно контролировать состояние водителя во время предрейсового медицинского осмотра.
«Мы часто проводим рейды совместно с ГИБДД и ловим таксистов, которые возят с собой пачки утренних документов, в которых они уже прошли специальный утренний осмотр, разрешающий «таксовать, – проясняет ситуацию начальник областного комитета по лицензированию Александр Деев, – но фактически они его не проходят и садятся за руль без осмотра. Между тем с 2018 года вступили поправки в федеральный закон о здравоохранении в РФ. И в нем разрешено использовать так называемую телемедицину. Полагаю, внедрение этой новинки действительно позволит навести порядок».
Главное – грубо не ошибиться
Новинка, получившая название «Диагностический шлюз», – это специальный измерительный аппарат, с которым «общается» водитель. В него встроен датчик пульса, алкоголя, температуры. Он измеряет артериальное давление, частоту сердечных сокращений, температуру тела и наличие паров алкоголя в выдыхаемом воздухе. Кроме того, что немаловажно, аппарат оценивает концентрацию внимания водителя и фиксирует все жалобы на состояние здоровья. Также в нем есть две видеокамеры, сенсорный экран и микрофон для аудиосвязи с доктором через Всемирную сеть.
«Весь процесс и измеряемые параметры транслируются на рабочее место медработника, – рассказала представитель компанииразработчика Наталья Скляр, – то есть врач может находиться как в непосредственной близости от комплекса, так и дистанционно. Медработник наблюдает сразу за несколькими медосмотрами и может вмешаться в любой момент. После осмотра выносится решение о допуске водителя за руль». В общем, не отвертишься.
Но, как это часто бывает, наш народ всегда найдет лазейки. Ведь в дистанционности диагностики кроется главный недостаток системы. «А кто сказал, что перед экраном будет сидеть именно тот водитель, который указан в документах? – задает вопрос водитель одной из компаний, занимающейся пассажирскими перевозками, Александр, просивший не упоминать его имя. – Вспомните, как мы в институтах сдавали экзамены за других людей? Так же будет и здесь. Найдут здорового «дядю Васю», который в нужный момент сядет к экрану и пройдет такой медосмотр за всех, «кому надо». Кто там на другом конце провода за десятки километров в условиях «конвейера» будет проверять личность? Главное – грубо не ошибиться с полом и возрастом. А то в документах указана, условно говоря, двадцатипятилетняя Елена Степановна, а у экрана окажется какойнибудь сорокалетний Иван Иваныч. Естественно, такое расхождение вызовет подозрения». В общем, так просто томичей не возьмешь. И разработчикам еще стоит подумать над своим изобретением. Может, доусовершенствовать его. Глядишь, так и до отпечатков пальцев дойдем?