Примерное время чтения: 6 минут
52

На армию не в обиде! Что ждёт отставных военных?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Томск 22/03/2013

Александр Александров - представитель томской воинской династии, подполковник в отставке. Его дед, Василий Афанасьевич, прошел три войны - с Финляндией, Германией, Японией. Отец, Александр Васильевич, 29 лет прослужил в войсках ПВО, младший Александров - после окончания Академии имени Фрунзе прослужил в армии двадцать два года, участвовал в боевых действиях. Недавно вышел в отставку. Нынче он воспитатель Томского кадетского корпуса. Накануне Дня защитника Отечества мы поинтересовались у нашего гостя, что значит быть военным, как видятся ему сегодняшние реформы в армии.

"Я уверенно шёл служить"

- Александр Александрович, вы воспитывались в военной семье...

- Да, мама подсчитала, что мы за время службы отца переезжали 16 раз, от Комсомольска-на-Амуре до Львова. Часто жили в так называемых "точках", где стояло три-четыре дома, в небольших гарнизонах, которые по сравнению с "точками" выглядели столицами. Может, поэтому, отец был против, когда я сказал, что тоже хочу стать военным, поступить в Суворовское училище. Но для меня проблем с выбором профессии не было, я уверенно шел в армию.

- Вы начали службу в начале девяностых, в тяжелые годы для страны, для армии. Многие офицеры тогда ушли, вы остались...

- Они не рвались уходить, они понимали, что "на гражданке" хорошей работы нет, но есть хоть какая-то, которая поможет прокормить семью. В армии тогда зарплату платили с очень большим опозданием, и она была очень маленькой. А у офицеров были семьи...

Правда, власти скоро опомнились, стали повышать денежное содержание, какое-то время обеспечивали военнослужащих продовольственным пайком. Мне было проще, я тогда не был женат, да и родители помогали продуктами с огорода, пока часть стояла недалеко от Томска.

"Откосить"

не помогаем!"

- Лидия Афанасьевна, ваша мать, вот уже почти двадцать лет возглавляет Томский комитет солдатских матерей, известный тем, что немало "попортил крови" командирам частей, в которых была дедовщина, плохо кормили, холод в казармах... Вас не просили ее "остановить"?

- Мама заботилась о солдатах везде, где мы с отцом служили. Комитет создала в тяжелые девяностые годы. Тогда было время, что родителей не допускали в некоторые гарнизоны, но умные командиры поняли, что Томский комитет не враг армии, а помощник, если разумно организовать и использовать встречи с солдатами. Тем более что было известно - каждой новой посетительнице с порога в Томском комитете говорили: "Мы не помогаем "откосить" сына от армии".

"Солдат - государственный человек"

- Срок службы теперь - год, и стремящихся "откосить" убавилось. Но вновь звучат предложения увеличить срок службы до полутора лет. Года действительно мало?

- Смотря для чего. Год службы - достаточное время для подготовки солдата. И в то же время этот срок недостаточен в случае возникновения, чрезвычайной ситуации. Например, необходимости вести военные действия в тот момент, когда основная масса подготовленных солдат только что уволилась в запас и в частях - молодые, необученные ребята. Есть, конечно, контрактники, но их мало.

- Значит, все-таки полтора года?

- Нет, у меня другое видение этой проблемы. Мы говорим, что солдат - государственный человек. И это так - у него тяжелая, ненормированная работа, он отвечает за дорогую боевую технику. Так и платить ему надо зарплату как госслужащему, а не мизерные две тысячи рублей. А срок службы сделать два-три года.

Я уверяю вас, что тогда в армию молодые люди не то что пойдут - побегут.

- А что думаете о предложении перестать призывать ребят поближе к дому, а также к предложениям призывать женщин на срочную службу?

- Когда был Советский Союз, принцип смешения призывников из разных регионов позволял молодым людям лучше узнать страну, сплачивал граждан СССР. Сегодня ситуация другая, да и возможности служить ближе к дому нет. В Сибири, на Дальнем Востоке призывников не хватает.

По поводу призыва женщин могу сказать только одно: "Ну, дожили!". Тот, кто это предложил, подумал хотя бы о том, каково будет женщине на ученьях, в поле, зимой?! Это же не Израиль, где тепло и дом практически рядом.

"Многие могут вернуться"

- Вам всего тридцать девять лет, вы с детства стремились в армию, честно служили ей, Родине. А вас, как и тысячи других кадровых офицеров, разом сократили. Конечно, предоставили квартиру, есть военная пенсия, но...

- Если спрашиваете, значит, понимаете, какие чувства на этот счет у меня и тысяч других офицеров, уволенных в связи с сокращением в армии. В какой-то момент при прежнем министре обороны стали преобладать не качественные характеристики воинского состава, а вопросы снижения затрат на содержание военнослужащих.

Появились надуманные цифры о том, сколько офицеров и генералов должно быть на тысячу солдат. Какой мудрец это считал?..

- А если новый министр обороны призовет таких офицеров, как вы, вернуться?

- Не могу говорить за всех. Думаю, что многие бы вернулись, но нужно учитывать, что люди уже устроились на новых местах и испытывать судьбу заново не захотят.

- Томский кадетский корпус, в котором вы работаете, сильно отличается от Суворовского училища, которое вы заканчивали, а кадеты - от суворовцев?

- В суворовском училище подросток с 14 лет живет армейской жизнью и... посещает школу. И требования при приеме к физической подготовке высоки. Помню, чтобы показать нужное время на кроссе, я все лето наматывал круги на стадионе.

Кадетский корпус - это обычная школа-интернат с элементами военного обучения. Суворовские училища были призваны готовить молодежь для поступления в военные учебные заведения. Кадетский корпус такой цели не ставит, кадеты поступают в учебные заведения по своему выбору.

У наших воспитанников разные и порой трудные судьбы. Но в корпусе созданы такие условия, что ребята достаточно быстро оживают, выравниваются, учатся ничуть не хуже ребят из городских школ. Мне нравится с ними работать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах