Книга сегодня часто уступает всеведущему Интернету. Вдумчивое чтение заменяется просмотром развлекательных телепередач. Противостоять этим тревожным тенденциям решили ученые-филологи Томска. Они организовали научно-популярные лекции для того, чтобы открыть томичам прекрасный и многообразный мир литературы. Что такое чтение сегодня - веяние моды или духовная потребность, об этом мы беседуем с преподавателем кафедры русской и зарубежной литературы ТГУ Анной Кожевниковой.
- Анна Геннадьевна, можно ли сказать, что филологи пошли в народ?
- Конечно, ведь принципиальная позиция университета - открытость городу, удовлетворение образовательных потребностей населения. Поэтому пафос курсов - просветительский. К тому же наши преподаватели не просты эрудиты, но энтузиасты - они сами горят желанием нести знания людям. Радует, что наша идея встретила отклик у томичей - они звонят, интересуются. Многие "заказывают" классику...
Восполнить пробелы
- "Незнакомая классика" - это то, что не смогли понять и оценить в школе или то, что осталось за рамками школьной программы?
- И то, и другое. Не секрет, что классика в школе мало кого трогает до глубины души. Просто в юном возрасте еще мало жизненного опыта, поэтому поступки и мысли героев кажутся странными и непонятными. Тем более, многие читают поверхностно, схватывая лишь фабулу повести или романа. А символика, метафоры, исторические параллели ускользают от их внимания. Эти пробелы мы постараемся восполнить.
Наряду с этим мы будем открывать и новые имена, и неизвестные страницы творчества писателей. Например, не всякий знает о позднем творчестве Бунина. На слуху цикл его любовных рассказов "Темные аллеи", а значительные произведения, созданные в эмиграции, пребывают в забвении.
На курсах мы постараемся показать и актуальность классики. Если вдумчиво прочитать Гоголя, Пушкина, Салтыкова-Щедрина, можно поразиться, как много они предвидели. В их произведениях описываются ситуации и события, которые один в один совпадают с теми, что происходят в современной жизни.
- И все-таки, зачем нужны курсы, если можно просто взять книгу и почитать?
- Если говорить о прагматической стороне вопроса, то человек, прослушавший курс лекций, получит сертификат. Этот документ будет свидетельствовать об определенном культурном уровне человека, и тем самым способствовать его профессиональному росту, получению престижной работы.
Не столь меркантильной, но, несомненно, более важной причиной литературного образования является потребность в живом общении. Сегодня его многим не хватает. Везде вроде ведутся бурные дискуссии - на телевизионных ток-шоу, на интернет-форумах, но стать их участником человеку удается не всегда.
А курсы дадут человеку возможность не просто молча почитать книгу, но и обсудить ее в кругу друзей. Во время обсуждения всегда открываются новые грани произведения, обнаруживаются глубинные смыслы. Не случайно мы назвали наши курсы "школа-клуб", то есть мы одновременно будем и учить, и общаться.
Наедине с автором
- Сегодня кругом море информации, мы постоянно что-то читаем. А в чем преимущества книги?
- Новые технологии в каком-то смысле работают против нас. Если раньше мы прилагали усилия, чтобы найти информацию, то сейчас она льется на нас из разных источников. Человек просто захлебывается в информационном потоке, теряет моральные ориентиры.
Спасательным кругом может стать книга. Все-таки классики дали нам четкую шкалу нравственных ценностей. Тем, кто ее усвоил, наверное, легче противостоять соблазнам массовой культуры. Вероятнее всего, они уже не будут путать низменное и возвышенное, смогут отличить талант от пустого тщеславия.
Кроме того, в бешеном ритме жизни нам порой нелегко остановиться, чтобы подумать, помечтать, пофантазировать. А книга дает нам эту возможность. Когда человек читает, он один на один с автором, который становится для него мудрым собеседником. "Общение" с великими развивает ум, способствует духовному росту.
- По вашим наблюдениям, люди сегодня дружат с "книжкой доброю"?
- Та горячая любовь к чтению, которая была еще пару десятилетий назад, наверное, угасла. Сегодня много что отвлекает от книги, а если люди и берут ее в руки, то чтобы скоротать время, отдохнуть, развлечься. Чтение серьезной художественной литературы воспринимается как труд или как пустая трата времени.
Да, сейчас все чаще можно встретить в автобусе или в парке молодого человека с книгой. Появляются такие социальные акции как буккросинг, когда люди обмениваются книгами. Это веяние последних лет. С одной стороны, оно продиктовано запросом на интеллект, на эрудицию. А с другой - это просто мода на всякого рода тусовки, стремление показать себя в выгодном свете.
Вообще, сейчас меняется читательская культура. Популярность набирают электронные книги - они компактные, удобные, в них можно загрузить массу произведений. В то же время пустеют библиотеки, исчезает традиция собирать книги дома, читать их в семейном кругу. Да и литературные предпочтения оставляют желать лучшего...
Коварная экранизация
- Как вы считаете, экранизация классики поможет возродить интерес к чтению?
- Большинство экранизаций, к сожалению, уступают литературному оригиналу. Но бывают и отрадные исключения. Так, после показа фильма "Мастер и Маргарита" резко выросли продажи этой книги. А вот "Белая гвардия" поставлена ужасно. Полное несоответствие кинематографических и книжных образов разочаровывает и расстраивает.
Вообще, экранизация литературных произведений штука коварная. Даже хороший режиссер не всегда точно может передать мысль, идею автора. Взять хотя бы замечательный фильм "Собачье сердце". Описывая профессора Преображенского за операцией, Булгаков задает вопросы: кто он - убийца или бог, творец или разрушитель? В фильме эта проблема не заостряется.
Качество экранизации во многом зависит от мастерства режиссера и актеров, их бережного отношения к тексту, умения вжиться в литературный образ. В противном случае, неграмотно и небрежно поставленная классика может оттолкнуть читателей от книги.