Выжигание у многих ассоциируется с уроками труда в школе или мелким хулиганством во дворе, где с помощью лупы и солнечных лучей можно было увековечить свое имя на бортике деревянной песочницы. Пирография - рисование огнем - ярко вспыхнула в 60-70-е годы прошлого века, а потом увлечение этим ремеслом угасло. Сейчас его вновь пытаются возродить...
Огонь вместо красок
В Музее истории Томска недавно прошел мастер-класс по огненной живописи. Организаторы поведали собравшимся о том, что пирография - древнейший вид художественного творчества. Столетия назад умельцы с помощью раскаленных предметов декорировали утварь, мебель, интерьер. В помещении тогда было дымно, а сами ремесленники были выпачканы в саже.
В XX веке появился электрический прибор, который сделал этот вид творчества более безопасным и доступным, особенно для ребят. Многие, наверное, старательно выжигали разделочную доску в подарок маме... Пирографией в седьмом классе увлекся и томич Владимир Семенов. Да так, что после школы устроился на фабрику - выжигал красивейшие панно, подносы, сувениры.
Однако это не помешало ему получить техническое образование. Инженерное мышление и художественная интуиция подсказали ему идею прибора, позволяющего "рисовать" не раскаленной проволокой, а горячим воздухом. Изобретатель назвал его "огненной кистью". Конструкция проста - напоминает паяльник с трубочкой, через которую идет струя воздуха.
- Этот прибор позволяет создавать волшебные картины, в которых есть полутона, прозрачность. Издалека они смотрятся как акварельные, - говорит Владимир Ильич. - При этом контактный способ выжигания - с насадкой в виде раскаленной проволоки - я тоже использую, чтобы придать изображению контур, расставить акценты.
Палёным
пахнет...
Пару лет назад у пожилого мастера появился ученик. Александр Калаганский тоже имеет техническое образование, работал в таких солидных фирмах как "Микран", "Элеси", а потом его заворожила воздушная пирография. Сейчас все свое время он посвящает художественному выжиганию. Говорит, спрос на эти изделия есть.
- Часто я выполняю работы на заказ, - не скрывает мастер. - Как-то выжигал семейный портрет к деревянной свадьбе. Бывает, музыканты просят украсить узором корпус гитары. А недавно меня пригласили оформить интерьер кафе. При умелом подходе выжигание не портит деревянную поверхность, но придает ей неповторимый своеобразный вид.
Будучи инженером, Александр усовершенствовал прибор Семенова: сделал удобную ручку, приладил трансформатор, чтобы регулировать температуру воздушной струи. Подключил к прибору компрессор, который равномерно подает воздух, благодаря чему линия получается непрерывной, а фон ровным.
Пока "огненную кисть" собирают вручную. Чтобы ее изготавливали фабричным способом, она должны быть востребована. Популяризацией этого необычного художественного инструмента мастера сейчас и занимаются. Пока им искусно владеют всего 12 человек в России. Но интерес к воздушной пирографии растет.