На стене кирпичной девятиэтажки, что на "Шариках", появилась прекрасная мозаика. Ее автор - известный томский художник Николай Беглюк. Один из основателей монументального искусства в нашем городе. Техника, в которой выполнена работа, не просто необычная, она уникальная. Ничего подобного нет не только в нашем городе, но и в стране.
Ноу-хау по-томски
- На местном заводе "Карьероуправления" выпускают цветной кирпич, - рассказывает Николай Степанович. - Там наносят какое-то тонкое полимерное покрытие, разноцветные кирпичи красивые, но найти им толковое применение так и не смогли. Все рисунки и орнаменты на домах выглядели грубо. Вот тогда мне пришла идея соединить два материала - привычную смальту и этот цветной кирпич.
Вышло очень интересно: основа храмов выложена из кирпича, а мелкие детали, декор, разные окошечки, кресты, купола - это смальта. Все это набиралось ковриками в мастерской и такие готовые кусочки мастера монтировали уже на стену. На фасаде кирпичного дома изображены Храмы Томска: Троицкий собор. Кирха, Алексеевский монастырь, Воскресенская церковь.
Работа над мозаикой заняла чуть больше года. Вся площадь этой необычной картины 154 метра. При этом смальты на ней всего 36 квадратов. Николай Беглюк рассказывает, что в этом главное ноу-хау мозаики. Ведь если делать, как раньше, весь фасад из смальты целиком, то она получилась бы золотой. Раз в семь дороже.
- А так получается - недорого, - говорит художник. - Томск в последние годы хорошо застраивался, и архитектура неплохая. Но совсем нет монументально-декоративных элементов. Новые микрорайоны получились безликими. Конечно, каждый дом украшать дорого, но ведь можно сделать мозаику на одном доме в районе.
Это бы придало изюминку, некий синтез архитектуры и монументального искусства. С таким украшением здания смотрятся совсем по-другому.
Раньше - не достать, сегодня дорого!
Николай Беглюк - известный художник, но немного томичей знают, что именно он автор ряда томских мозаик. В частности - космоса на фасаде бывшего дворца пионеров, ныне Дворца творчества детей и молодежи. Николай Степанович вспоминает, что эта мозаика в его жизни, пожалуй, самая масштабная, в общей сложности на нее ушло три года. Первый же эскиз художественный совет в Москве принял, но нужно было утвердить его еще и в обкоме партии.
- Я сделал несколько эскизов, но мне в худсовете говорят: "Зачем ты будешь этих пионеров с дудками лепить, таких мозаик по стране - тьма. У тебя интересная идея - космос, парад планет, пробивай этот эскиз". Я так и сделал.
В то время смальту было невозможно достать. Николай Беглюк вспоминает, на какие только ухищрения не шли авторы. Кто-то использовал как основу кафельную плитку. Химичили, пытались создавать разноцветную смальту. Кто-то использовал крупу.
- На всю Россию тогда был единственный завод в Ростове, - рассказывает художник, - который выпускал довольно плохого качества смальту. Хорошую делали на Украине и в Прибалтике. Но они продавали неохотно, достать ее было сложно. Приходилось ехать в командировку в Ростов и выбирать из того, что было.
Сегодня мозаики для работы художника предостаточно: итальянская, китайская, американка, разных вариантов, самых разных цветов. Как говорится, все, что душа пожелает. Вот только дорого. Сегодня мозаичные картины на томских домах это большая редкость. За много лет "Храмы Томска", пожалуй, первая большая работа. Все из-за дороговизны.
- А ведь мозаика - вещь поразительная, - говорит Николай Степанович. - Материал эффектный, не выцветает, может простоять вечность. В храмах Европы мозаики сохранились со средних.
Мозаики, как и памятники, скульптуры, необычные, красивые здания, формируют облик города. Может быть, благодаря, новой экономной технике красивых домов в нашем городе станет больше.