Одну из томских страховых компаний обвиняют в незаконной конкуренции. О том, что "Росгосстрах" выписывает полисы ОСАГО, не убедившись в технической исправности автомобиля, говорили уже давно.
Антимонопольщики взялись за дело
Сведения о том, что такая схема идет вразрез с законом, вовсе не отпугнула клиентов, а лишь привлекала новых. Оно и понятно. Зачем проходить техосмотр, если можно просто обратиться в Росгосстрах и там, не глядя на машину, выпишут и талон техосмотра, и полис ОСАГО. Ведь согласно новому закону инспектор ДПС спрашивать талон ТО не имеет права, а проверяет лишь наличие страховки. Этим и воспользовались автострахователи.
- Именно поэтому и решил страховать свой автомобиль
в "Росгосстрахе", - говорит клиент компании Иван
Филимонов. - Не понимаю, зачем вообще этот техосмотр нужен. Лишняя формальность. Придираются к мелочам всяким. Каждый сам должен следить, чтобы его машина была исправной.
Но недовольными остались другие страховщики. Они возмущены тем, что из-за такой "предприимчивости" Росгосстраха они теряют клиентов и несут многомиллионные убытки. К тому же и станции техосмотра заметили, что с января этого года поток машин на диагностику уменьшился более чем вдвое. Причина в том, что в некоторых страховых компаниях работают "упрощенные схемы" получения полиса ОСАГО.
Ситуацией заинтересовались и в Федеральной антимонопольной службе. В отношении ООО "Росгосстрах" и ЗАО "Техосмотр", которая и должна проводить техосмотр, было возбуждено дело по материалам областной администрации.
- Наша цель не наказать фирмы, а разобраться в проведении техосмотра в регионе, - рассказывает начальник регионального управления ФАС России Владимир Шевченко. - Мы запросили информацию союза страховщиков, ведь для того, чтобы в ту или иную сторону рассмотреть суть вопроса по недобросовестности конкуренции, нужно исследовать весь этот рынок.
Проверят всех
Но представители "Россгостраха" и "Техосмотра" уверены, что ничего противоречащего закону не совершали.
- Сервис заключается в том, что мы по договору с ЗАО "Техосмотр" выполняем техническую работу по предзаполнению талона, не более, - говорит заместитель директора по розничному страхованию филиала "Росгосстрах" Владимир Бурмистров. - И спрашиваем, когда ты пройдешь? Через три дня. И только через три дня этот полис вступает в силу.
Естественно, если через три дня клиент так и не появится на аккредитованной станции ЗАО "Техосмотр", отнимать у него полис никто не будет. В антимонопольной службе делают предположение, что таких клиентов большинство. Тем более, следует учесть, что станция техосмотра находится в Томске, а бойкая выдача полисов автогражданки идет по всей области.
Кроме того, поскольку антимонопольщики также не завершили анализ рынка автострахования и пунктов техосмотра, было решено перенести заседание на 26 июня.
В ряде регионов суд уже признал незаконными действия филиалов "Росгосстраха", чьи сотрудники заключали договоры о страховании транспортных средств без проведения необходимого техосмотра. Думали, что Томск сия участь минует. Так и случится, если подобные нарушения будут выявлены и у других компаний, ведь это будет значить, что монопольного сговора здесь нет.
Но в зыбкой ситуации сейчас оказались клиенты Росгосстраха, которые не знают, чем для них обернется это дело. Отзовут ли их полисы, или заставят всех добросовестно проходить техосмотр, пока неизвестно.