Примерное время чтения: 7 минут
192

Интервью: Соломон ВЫГОН

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 16. Аргументы и факты - Томск 02/05/2012

На областном конкурсе "Учитель года" победил 36-летний учитель физкультуры из гимназии N 1 Томска Сергей Суворов. При этом состав финалистов был едва ли не самым сильным за последние годы. Сергей признается, что по мере приближения к финалу не только днями думал, как доступнее и в то же время эффектнее выполнить предстоящее задание - они и ночами ему снились. А в миг победы вместе с радостью мелькнуло сожаление, что ее не могут разделить с ним отец и дед...

Совет тренера помог найти призвание

- В четыре года папа, заводской слесарь в городе Искитиме и неплохой футболист, подарил мне мой первый футбольный мяч, а дед - лыжи, - рассказал Суворов. - И я летом на бабушкином огороде гонял этот мяч по всем грядкам, а зимой отец с дедом нагребали гору снега на погреб, и я мотался на лыжах - вниз с погреба, вверх на погреб...

В школе увлекся футболом, играл в сборной команде. Вообще-то у нас вся семья была спортивная, мама - врач, специалист по лечебной физкультуре. Правда, о спортивной профессии после окончания школы я не думал - кругом все рвались учиться на юристов, экономистов.

Я, как все, пошел на подготовительные курсы экономического факультета, но ближе к экзаменам почувствовал - не лежит к этому душа. Тренер нашей футбольной команды, видя, что я маюсь, посоветовал идти в педагогический университет. Я его часто вспоминаю с благодарностью, он помог мне найти свое призвание...

- А свой первый урок помните?

- Такое не забудешь! Я студент на первой практике, мне девятнадцать, урок в одиннадцатом классе. Вхожу в спортзал - 18 девиц-красавиц и четыре парня. Девицы разглядывают меня, шепчутся, хихикают - чувствую, покраснел так, что лицо горит. Тема урока - упражнения на бревне. Показываю - какие, как держать равновесие. Слышу: "А вы почему на полу показываете, покажите на бревне". Пришлось мне лезть на бревно, держать "ласточку", показывать перевороты. Практика прошла нормально.

- Вы мечтали стать профессиональным футболистом. Не получилось. Как вы это пережили?

- Конечно, хотелось поиграть в команде мастеров. Не удалось. Но остались замечательные воспоминания от футбольной команды. С друзьями до сих пор поддерживаю связь, встречаемся. В общем - та самая "команда молодости нашей, без которой нам не жить"...

Ну а спортивной славы моей и моих учеников мне достаточно. И мне хочется научить ребят тому, что сам умею, чтобы дети почувствовали, как это здорово преодолеть себя, сделать что-то "через не могу", испытали чувство своей ответственности в командной борьбе и радость победы. Чтобы им было что вспомнить после окончания школы и чему то научить своих будущих детей.

"Для финала придумал "приколы"

- Еще работая в Северске, вы участвовали в городском конкурсе, но неудачно. Что здесь помогло нынче, что было самым трудным?

- Надо было чем-то удивить жюри, зрителей в финале, потому что в остальном, думаю, все пять участников были равны. Я придумал несколько "приколов". Например, на видео с интервью главного тренера сборной России по футболу Дика Адвоката наложил свой звукоряд на русском. И получилось, что Адвокат торжественно обещал после окончания Евро-2012 передать руководство сборной мне. Это вызвало в зале хороший смех, жюри понравилось. Или такой прикол: предложил коллегам по финалу сказать, как можно заниматься физкультурой с помощью мужского ремня и ...зубной щетки.

- Ремень можно попробовать растягивать, а со щеткой что делать?

- Что всегда - чистить зубы. Но только стоя на одной ноге. Попробуйте, не так-то просто... Однако самым трудным было произнести речь на финальной презентации. У меня нет опыта публичных выступлений, тем более зал был заполнен лучшими педагогами области.

После нескольких первых фраз я забыл текст, "поплыл", как говорят про состояние после сильного удара в боксе. По счастью, в этом месте была логическая пауза, и в зале подумали, что я ее специально долго держу, заапладировали. Тут ко мне память и вернулась.

Эхо девяностых

- В начале разговора вы вспомнили детство... Отношение нынешних детей к спорту сильно отличается от того, что было у ваших сверстников?

- В школу сегодня приходят дети детей девяностых годов прошлого века. И в этом факте корень ответа на ваш вопрос. В моем поколении каждый мальчишка мог назвать лучшую тройку нападающих сборной страны по хоккею, звезд нашего футбола, фигурного катания, бокса.

Мы знали, что если по телевизору показывают какой-либо чемпионат мира, Европы, обязательно прозвучит наш гимн, поднимут наш флаг, на пьедестал поднимется наш парень или девушка. А в девяностых все изменилось. Их называют потерянными для экономики, но они были провальными и для российского спорта. У подростков тех лет не было возможности так активно заниматься спортом, как мы, - все стало платным.

Я на каждого ребенка с первого класса завожу "Листок здоровья", в него записываю результаты выполнения нормативов. Есть в нем и вопрос о родителях - занимались ли спортом, занимаются ли сейчас. В трех моих нынешних первых классах 5-7 процентов родителей занимались, а тех, кто и сейчас занимаются, полтора-два процента.

Если ребенок видит, что папа в выходной день лежит на диване, у него не будет стимула к спорту. А как детям личный пример важен, я вижу, когда мы с малышами проводим уроки на школьном катке. С ними приходят бабушки, иногда мамы, помогают мне шнуровать ботинки у ребят. И если какая-то мама попросит коньки, покатается с ребенком, он просто цветет от гордости.

- Может, дело еще в том, что профессия учителя физкультуры не престижна, в некоторых школах вынуждены держать на этой должности случайных людей...

- Это правда. Есть учителя физкультуры, которые считают, что если ребенок пришел на урок, то ему уже только за это можно ставить тройку. Есть те, кто кинул детям мяч и пошел, как говорится, "бамбук курить"... Но не думаю, что таких много.

Большинство моих коллег честно отрабатывает свои полторы-две ставки, за которые можно получить 18-20 тысяч рублей в месяц, уходя в школу к восьми утра и возвращаясь вечером в восемь-девять часов, потому что после уроков учитель еще проводит тренировки спортивных секций.

Но есть другая проблема - многие родители несерьезно относятся к физкультуре. Говорю мальчишке: "Ты ленишься, уроки пропускаешь, в четверти выходит двойка". "Ну и пусть, мама говорит, это неважный предмет". Неважный... А потом в тридцать пять-сорок лет у этого мальчика будет пивной живот, у девочки целлюлит. Многие в 30-35 лет хотят начать заниматься физической культурой, но привычки, выработанной с детства, нет, и все стремление пропадает через 5-7 занятий.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах