Школа - это для ребенка второй дом. У нас всегда было принято ей доверять. Однако сегодня в школе идут серьезные реформы, связанные с внедрением новых образовательных стандартов, изменением мотивации педагогов, совершенствованием системы образования в целом. Насколько комфортно чувствует себя в этих условиях ученик? Все ли, что делается сегодня в школе, к лучшему?
Эта актуальная тема практически стала ключевой на коллегии областного департамента общего образования, где были подведены итоги работы за прошлый год и намечены задачи на 2012-й. Для детального "разбора полетов" были веские основания. Дело в том, что минувший год в сфере образования отмечен рядом масштабных событий. Во-первых, все первоклассники переведены на новый федеральный образовательный стандарт. Во-вторых, был установлен новый порядок аттестации педагогических работников.
Кроме того, начали решаться задачи по дистанционному обучению детей-инвалидов, а также состоялось вхождение в федеральный проект модернизации региональных систем общего образования. Как видим, сделано много. Однако возникает справедливый вопрос: насколько удалось продвинуться школе к своей главной цели - повышению качества обучения учеников?
В порядке очередности
Не секрет, когда в школьном классе гуляют сквозняки, по древней фанерной доске скрипит такой же древний мелок, а из наглядных пособий - на столе учителя всего лишь старенький глобус, о получении прочных и глубоких знаний говорить не приходится. К счастью, в последнее время ситуация в школах начала меняться к лучшему.
- В прошлом году в области много сделано по укреплению учебно-материальной базы и развитию инфраструктуры образовательных учреждений, - отметил в докладе начальник областного департамента общего образования Александр Щипков. - Из средств областного и федерального бюджетов был проведен комплексный капитальный ремонт 18 школ. На эти цели затрачено свыше 300 миллионов рублей.
Кроме того, начато строительство Новоюгинской средней школы в Каргасокском районе, приобретены 19 школьных автобусов. Общая сумма средств, направленных на приобретение оборудования и развитие инфраструктуры, составила более 186 миллионов рублей. Считаю серьезным достижением прошлого года ввод свыше 3500 дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях.
По оценке Александра Щипкова, современная школа не мыслима без высокой степени информатизации. Это - одно из ключевых условий, определяющих качество образования. К сожалению, в области имеются школы, где нет интерактивных досок. Причем существует серьезный разрыв между сельскими и городскими школами по этому показателю. Как скоро будет решена эта проблема?
Начальник областного департамента общего образования поставил перед коллегами задачу, чтобы уже в текущем году каждая школа имела интерактивную доску. При этом высказано пожелание, чтобы они также появились во всех классах, где ребята занимаются по новым федеральным государственным образовательным стандартам. Это вопрос обещано снять в ближайшее время. На очереди другие. Специалистов департамента очень тревожит , что в области растет число малокомплектных школ.
Главная фигура - учитель
Понятно, что простым насыщением школ и дошкольных учреждений самой современной техникой и оборудованием проблему повышения качества образования не решить. Главной фигурой в воспитании и обучении ребенка был и остается учитель. Его успешность, личностные качества, профессиональная компетентность, гражданская и нравственная позиция являются определяющим фактором в развитии личности школьника. К счастью, в системе образования Томской области сегодня работает много талантливых и успешных педагогов. Что нужно сделать для того, чтобы поднять их заинтересованность в результатах труда?
- Одним из ключевых моментов проекта модернизации системы общего образования, - считает Александр Щипков, - является существенное повышение средней заработной платы учителей и сокращение разрыва ее со средней заработной платой в экономике области. Что сделано? В рамках проекта, а также выполнения взятых областью обязательств, с 1 сентября 2011 года по сравнению с первым кварталом рост заработной платы учителей составил 146,5 процента. При этом учителя в среднем стали получать на 4 % больше работников реального сектора экономики. Таким образом, в рейтинге по Сибирскому федеральному округу томские педагоги по уровню средней заработной платы занимают второе место после Красноярского края.
Необходимо отметить, что расходы на общее образование ежегодно растут. Педагогам, пожалуй, уже грех жаловаться на низкую зарплату - у большинства она перевалила за 20 тысяч рублей. С 2010 года перешли на новую систему оплаты труда и все дошкольные учреждения. На региональном уровне сформирован централизованный фонд стимулирования педагогических работников дошкольного образования.
Одновременно с реализацией проекта по повышению заработной платы учителям было принято решение о повышении на 30 процентов с 1 сентября 2011 года заработной платы и воспитателям. В четвертом квартале 2011 года по сравнению с первым она в целом возросла на 142,5 процента. Как видим, вложения в образование постоянно растут, а где отдача?
Она уже дает знать о себе. Специалистов областного департамента общего образования порадовали успехи лучших выпускников 2011 года. В целом по области вырос процент старшеклассников, получивших при сдаче государственного экзамена 90-100 баллов. По мнению Александра Щипкова, успешной сдаче ЕГЭ во многом способствует обучение в 10-11-х классах по профильной образовательной программе. Поскольку охват профильным обучение на селе составляет чуть больше 50 %, то там для повышения качества предметной подготовки очень актуально использование дистанционных технологий обучения. На это областной департамент сделает главный упор уже в текущем году.
Какие они - школьные инновации?
Многие эксперты считают, что инновационное развитие нашего региона базируется на уникальном научно-образовательном комплексе Томской области, составной частью которого является сфера общего образования. С этим трудно не согласиться. Но инновации инновациям рознь. Например, то, что, скажем, в городе уже давно считается в порядке вещей, в какой-нибудь малокомплектной школе отдаленного района будет восприниматься как верх совершенства. Вот и попробуй тут разберись в точности определений.
Естественно, в своих выступлениях директор института повышения квалификации работников образования Сергей Ануфриев, руководитель центра региональных проектов и программ Надежда
Лыжина, директор областного центра дополнительного образования детей Сергей Сафронов и другие рассказали много полезного и интересного о перспективных проектах и новых подходах в организации учебного процесса, в работе с дошколятами и в кадровой политике. Не остались в стороне и острые темы.
Например, проблема организации внеурочной деятельности в первых классах в ходе внедрения новых государственных образовательных стандартов. В принципе, сейчас - это уже решенный вопрос: на территории области в настоящее время реализуются четыре модели внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительная, духовно-нравственная, общеинтеллектуальная, общекультурная и социальная. Наиболее интересным опытом организации внеурочной деятельности является взаимодействие школ и учреждений дополнительного образования.
Спикер законодательной Думы Томской области Оксана Козловская сдержала свое обещание - ее выступление на коллегии было, действительно, в какой-то степени провокационным. Не подвергая сомнению итоги работы департамента общего образования за прошлый год, Оксана Витальевна тем не менее высказала пожелания активизировать работу по инновационным подходам в организации учебного процесса, в создании постоянно работающей системы подготовки и переподготовки учительских кадров, ряда дискуссионных площадок по вопросам образования. Думается, что многие актуальные предложения спикера найдут свое отражение в итоговом документе коллегии.
В свою очередь, председателя комитета областной думы по образованию Эдуарда Глока волнует не только проблема постоянно растущего количества малокомплектных школ, но и формирующегося в общественном сознании отношения к ним. Областной депутат считает, что ни в коем случае нельзя подтягивать к этим "бедолагам" экономику, ссылаться на то, что сверхнормативное финансирование малокомплектных школ отбирает средства от строительства дорог и так далее. Это, по мнению Глока, очень опасный путь, когда развитие школы, формирование личности ребенка ставятся в прямую зависимость от корпоративных интересов, выдаваемых за экономические законы.