То, что большинство расплодившихся томских автосервисов не соответствуют действующим нормативам, понятно всем. И в случае проверки наказывать можно поголовно, за редким исключением. Но стоит ли это делать? Вроде простых автомобилистов такое положение вполне устраивает. Ведь спрос рождает предложение. А он большой. Однако стоит - считают представители рабочей группы, созданной Комитетом по охране окружающей среды администрации Томска, с которой мы отправились в рейд по автосервисам.
Картинки вместо сертификата
- Проблема не нова, - делится заместитель председателя комитета по охране окружающей среды Денис Турчанов, который и возглавляет группу.
С нею столкнулась комиссия по организации санитарно-защитных зон под руководством вице-мэра Игоря Шатурного, которая выявила около 100 действующих в городе автосервисов. Из них не более четверти имели хоть какую-то документацию. А остальные... Наша цель - до конца выяснить ситуацию.
И вот мы стоим рядом с обыкновенным гаражным боксом, на улице Клюева. По большому счету это просто кирпичный гараж, каких тысячи, приспособленный под автосервис. Тем не менее на дверях яркая зазывающая вывеска. Хозяина, конечно, нет на месте. Терпеливо ждем. Десять минут, пятнадцать. Пустят ли нас вообще?
Частная территория. Вот бы где пригодились сотрудники милиции. А их и нет. Решаем уже уезжать. Но неожиданно появляется "хозяин" - молодой интеллигентный мужчина, пригласивший нас в тепло. Впрочем, и это тоже примета времени, Владимир, как представился мужчина, не хозяин бокса, а лишь арендатор. Занимается предпринимательской деятельностью в сфере автобизнеса всего месяц. В основном тюнинг, автоэлектрика. Но никакого сертификата на этот вид деятельности нет.
Внутри, кстати, бокс произвел неплохое впечатление. Плитка на полу, белые стены. Терпимое освещение. Не везде такое встретишь. Отдельная комната для общения с клиентами. А вот особой заботы о двух механиках, работающих здесь, не видать. Никакой зоны отдыха, туалета и прочих благ. Вентиляции тоже не заметно. Знакомая картина. В углу маленький столик, на котором в живописном беспорядке разбросаны окурки, остатки обеда. А вот и "косяк" посерьезнее. Другой угол завален автомусором. Хотя Владимир уверяет, что он вывозится каждый день. Просто сегодня вышла какая-то заминка.
Соответствующего договора тоже нет. А ведь совсем рядом манящие бездонные овраги Солнечного. Не в них ли ответ на вопрос? Из индивидуальной информации для клиента - только расценки на стене. Пожарного щита тоже нет. А что же есть? Красивые картинки машин на этой же стене. К сожалению, порой такая агитация гораздо действеннее всяких сертификатов и гарантий.
Чтобы стать предпринимателем - учиться надо
Всего этого и следовало ожидать. А что думает сам "потерпевший"? Он почему-то не машет руками. Не слышно привычных в таких случаях мата, угроз "позвонить куда нужно". Хотя камера ребят из ВГТРК его явно смущает. "Я не в обиде, - говорит Владимир. - Просто мы начали работать недавно. И это пока первый шаг. Тем более что клиенты у нас в основном свои. Как правило, знакомые". В итоге - обещает исправиться. Кстати, в ходе разбирательства выясняется, что бокс - самострой. Никаких документов в земельном комитете на него нет. И это тоже примета времени. Хотя в этом случае сама жизнь может проучить. По слухам, скоро здесь начнут строить большую трассу - все, что будет мешать, - под снос.
Едем по второму адресу. А по дороге берем краткий комментарий у эксперта отдела санитарного надзора Федеральной службы Роспотребнадзора по Томской области Артура Рамазанова: "С момента организации малого и среднего бизнеса у нас появилось много объектов, не имеющих вообще никаких документов", - сетует он. - Почему это возможно? Потому что в стране сейчас крайне просто получить статус индивидуального предпринимателя и юридического лица. Многие их меняют как перчатки. Вы знаете, что по объявлению можно купить даже ООО. Конечно, это несправедливо. Почему, чтобы получить профессию, например, врача - нужно учиться шесть лет, нарабатывать опыт. А чтобы стать предпринимателем - не нужно ничего. Заплатил символическую сумму и нанимаешь людей, организовываешь рабочие места. Причем вы можете при этом заниматься деятельностью, которая негативно скажется на окружающих.
"Пипл хавает"
Вообще, сфера автосервиса, вопреки укоренившемуся мнению, вещь серьезная. И в ней много нюансов. Например, требования к просто гаражному освещению и к освещению, применяемому в ходе ремонтных работ, отличаются. Кто про это слышал? А влажность, а вентиляция, санитарные нормы? Сотрудники всех автосервисов обязаны проходить обязательный медосмотр, иметь рабочую программу производственного контроля. Всюду ли это есть? В то же время закрыть таких "гаражных Кулибиных" - процесс длительный и нудный. Вот они и процветают. Причем и психология у этих предпринимателей уже выработалась какая: "Я взял помещение в аренду, что хочу, то и делаю".
Впрочем, все познается в сравнении. То, что мы увидели по второму адресу, гораздо больше подходило на роль настоящего среднестатистического "пацанского" автосервиса. Интеллигентный Владимир "отдыхает". Грязный бокс на территории одного известного ОАО. В прошлые времена это было помещение, в котором ремонтировалась спортивная техника. Теперь здесь оказываются услуги по ремонту отечественных авто. Может, в этом и причина той грязи и захламленности, которую мы увидели? Нищий "пипл" и так "схавает"?
Кругом "мазута", комплектующие, чумазые станки, занимающие чуть ли не половину помещения, баллоны с газом. Мини-завод какой-то, а не автосервис. В одном из закутков грязный топчан. И как насмешка - наполовину разукомплектованный пожарный щит. Какие санитарные, какие пожарные нормы? Проблема с мусором и отработкой те же - никого договора на вывоз.
Впрочем, бокс принадлежит не частному лицу, а организации. С ней разговаривать проще. Видимо, и отношение лояльнее. "Я думаю, руководителя этого акционерного общества вызовут на ковер. Но, скорее всего, вопрос будет решен без какого-либо закрытия", - делится своим мнением Денис Турчанов.
На сегодня хватит
Итак, хочется верить, что начало борьбы с нелегальными автосервисами на городском уровне положено. Что будет дальше - ясно: протоколы об административном правонарушении. Предупреждения. Штрафы. Но, может, брать нужно выше?
- Вопрос о сфере малого и среднего бизнеса обсуждался на координационном совете при администрации области, - подводит итог Артур Рамазанов. - И там принято решение внести предложения в Государственную думу РФ о пересмотре порядка регистрации юридических лиц и предпринимателей. Чтобы люди проходили элементарный ликбез по требованиям различных законодательств. Думаю, это будет действенно.
А пока готовится очередной рейд, предприниматели, отмывайте своих чумазых механиков, вывозите мусор, наводите марафет. Разбирайтесь с документами. Обещают достать всех.