Недавно мы рассказали о молодом ученом-физике Павле Стрижаке, защитившем докторскую диссертацию в 26 лет. Как оказалось, его способности с детства развивала бабушка, создавшая простую, но оригинальную домашнюю систему обучения. А есть и действует ли система развития и поддержки одаренных детей в школах? Об этом накануне 1 сентября учебного года мы беседуем с заведующей организационно-методическим центром Томского института усовершенствования учителей Евгенией Зыряновой.
Соревноваться интересно
- Евгения Викторовна, группу моей дочери перед выпуском из детсада тестировали психолог и работники районо. В школу каждому ребенку дали характеристику способностей, увлечений. Но это было десять лет назад...
- Система сохранилась и сегодня, психологи в детских садах ведут индивидуальные карты и индивидуальный дневник ребенка, готовят его в социальном плане к переходу в новый, незнакомый школьный мир, умению вступать в контакт со сверстниками. Это важно - жизнь становится все сложней, тяжело и детям. Ребенок может быть очень одарен в математике, но не уметь общаться, и это затормозит его развитие как личности. Мы наблюдаем обе ситуации - и сложности в общении малышей, и то, что ребят, развитых не по годам, становится все больше.
В муниципалитетах, например, проводится мониторинг одаренных детей, база данных ежеквартально обновляется. Ежегодно в одном из детских садов Кожевниковского района проходит научно-исследовательская конференция воспитателей детсадов, где тема индивидуальной работы с одаренными детьми стала главной. В этом же районе большое внимание уделяется олимпиадам для учеников начальных школ по математике, русскому языку, экологии, что также дает возможность выявлять одаренных детей. Сборники обобщения опыта лучших воспитателей, психологов, учителей в рамках работы с одаренными детьми издаются совместно с нашим институтом.
В области создается и региональная база данных талантливых детей.
- Похоже, в наше время главным способом поиска одаренных детей становятся олимпиады, а индивидуальная работа с ребенком отходит на второй план...
- Это не так. Олимпиада незаменима своей азартной, соревновательной составляющей. А именно дух соревнования так привлекает детей. Например, благодаря всероссийской олимпиаде впервые томский школьник Павел Осипов вошел в сборную страны для подготовки и участия в международной олимпиаде по математике. На заключительном этапе всероссийской олимпиады по мировой художественной культуре томская школьница Эльвира Рыбакова
заняла призовое место. Еще одно достоинство олимпиад системность и возможность привлечь много детей из районов нашей области по территории, равной двум Франциям. Тем более что очная система олимпиад у нас дополнена заочной и дистанционной олимпиадой для ребят 5-11-х классов. И наконец, олимпиады дали возможность участвовать в них подросткам, осужденным за преступления и отбывающим наказание в колонии. Результаты, показанные этими подростками, приятно удивили.
Конкурс - ступень роста
- Но кроме олимпиад у нас действует региональная программа "Ступени роста", в которой старшеклассники сотрудничают с учеными технико-внедренческой зоны. В ходе третьего Всероссийского робототехнического фестиваля команда томских школьников на заключительном этапе в Москве была отмечена грамотой и благодарственным письмом. Еще одна форма поиска одаренных - первые областные интеллектуально-творческие
игры, в которых приняло участие 12 команд. Впервые прошли конкурсы музыкальных и детских школ искусств.
На творческие конкурсы школьники представляют интересные, сложные, неожиданные работы. Выпускница, томичка Полина Чубарь, например, стала победителем конкурса областной думы за исследование позиции автора романа "Отцы и дети" в отношении женского равноправия и образования женщин. Третьеклассник Леня Щукин из села Бакчар изучил экологическое состояние местного парка по асимметрии листьев березы повислой. Его работа получила в Москве второе место на конкурсе "Человек на Земле", а Мария Васильева из Высокоярской школы стала призером всероссийского интеллектуального форума "Нанотехнологии - прорыв в будущее", который ежегодно проводит МГУ.
Такие дети-звездочки раскрываются именно в повседневной, кропотливой работе педагогов. Преподаватель технологии из Северска Сергей Путилин растит талантливых ребят уже четверть века. Бывший авиаинженер, он на уроках труда присматривается к ребятам, дает им задания посложней, но в кружок резьбы по дереву и авиамодельный приглашает всех желающих. Ежегодно, вот уже 11 лет, его ребята становятся призерами всероссийской олимпиады, а трое стали ее победителями.
Тревожная статистика
- Но это здоровые дети. А те, кто "с ограниченными возможностями"? Среди них ведь тоже есть талантливые, но обычная школа, к сожалению, для них не приспособлена. Не только лифтов, но и пандусов в большинстве нет. Где им себя проявить?
- Статистика в этом плане тревожная - таких детей, увы, становится все больше и с ними педагогам надо учиться работать. Проблема и в том, что часто их родители не хотят отдавать детей в обычную школу, боясь нездоровой реакции окружающих, да и родители здоровых школьников, увы, против такого соседства. Тем не менее в регионе не исключают таких детей из интеллектуального и творческого круга, они активно принимают участие в заочных олимпиадах, интеллектуальных марафонах, конкурсах и фестивалях. В рамках модернизации образования ведется дистанционное обучение детей-инвалидов.
На этот проект выделены федеральные и областные деньги, создано 80 автоматизированных рабочих мест для педагогов, обучающих детей дистантно, на дому. Обучение детей с ограниченными возможностями - дело новое, к нему порой не готовы не только педагоги, но и родители, которые, как раз должны быть первыми помощниками учителей, а не ограждать своих детей от мира. Конечно, вырастая, такие дети могут не стать врачами или учителями, но они могут стать прекрасными садоводами, делать красивые вещи, работать в сфере обслуживания. В ряде школ Томска и области педагоги работают по системе инклюзии - "включающего" образования, которое сегодня в российском образовании лучший вариант качественного образования для детей с ограниченными возможностями. Наш институт развивает такую коррекционную педагогику уже не один год в пяти школах Томска и в школе-интернате села Моряковка.