Примерное время чтения: 5 минут
238

Анатолий Шлюнько, учитель: "Любой урок - частица жизни"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 40. Аргументы и факты - Томск 01/10/2008

Только-только мы опубликовали статью о дефиците учителей в сельских школах, как жизнь предложила поправку. В Зырянском районе есть династия сельских учителей Шлюнько. Один из них, Анатолий, учитель физики, вошел в число пятнадцати победителей конкурса "Учитель года России".

Отец лауреата тоже был учителем в той же школе, двое сыновей Анатолия Георгиевича учатся в Томском педагогическом университете. Наш корреспондент встретился с обладателем малого "Хрустального пеликана" (награда лауреатам конкурса) в день, когда он вернулся из Санкт-Петербурга.

Если дети не закричат "ура!"

- Анатолий Георгиевич, почему многие дети не хотят учиться? В мое время, да и в ваше, думаю, балбесничающих ребят было меньше. И уж точно в старших классах большинство "брались за ум"...

- Согласен, дети меняются. Но учитель тоже должен меняться. А это не всем понятно. Разрыв происходит из-за того, что немало детей более "продвинуты" в той или иной области знаний, техники, чем их учитель. Если мы сами будем развиваться, стараться не отставать от века, то и дети будут учиться с интересом. Проще говоря, вот когда объявят, что сегодня не будет урока физики (литературы, географии, алгебры и.т.д.) и дети не крикнут "ура!", а раздастся вздох уныния и возмущения, тогда в этом классе, школе, не будет отвращения к учебе.

- Теперь о конкурсе...

- Он состоял из четырех испытаний. Защита педагогического проекта, открытый урок, мастер-класс и лекция. На уроке я использовал свою технологию обучения, так сказать, частичку своего проекта, стал победителем в номинации "Компьютерные технологии". Думал, что второй раз выйти на сцену, уже как лауреату, нереально. Но оказалось - реально. "Пеликан" - своеобразный подарок в день рождения, он у меня пришелся как раз на последний день конкурса, 23 сентября, когда по программе было выступление с лекцией.

- Ваш педагогический проект, представленный на конкурсе, называется "Информационно-технологическое обеспечение уроков физики". Как гуманитарий и отец школьников я, честно говоря, этого не понимаю. Раньше приходил учитель в класс, рассказывал про закон Ома без всяких информационных технологий, и тем не менее мы были "впереди планеты всей" в космосе...

- Но вы не будете отрицать, что все в мире меняется, что наступил век инноваций, и чтобы за этим веком успевать, давать больше знаний детям, чтобы элементарно заинтересовать своим предметом детей, "больных" компьютером, надо вводить что-то новое, использовать тягу детей к компьютерным информационным технологиям. Элементы моего проекта позволяют сделать урок интереснее и познавательнее. Учитель приходит в класс, ставит диск с моей программой, находит в считанные секунды тот же закон Ома, на экране появляется презентация этого урока. Конечно, все должно быть в меру и рационально обосновано, кроме компьютерных презентаций у меня есть и традиционные формы преподавания - решение задач, лабораторные работы.

Использовать творчески

- Правильно ли я вас понял, что диск с вашей программой, по сути, электронный учебник физики и любой учитель может им воспользоваться?

- Правильно, только воспользоваться творчески. Учитель посмотрит мою презентацию к уроку, но что-то его может не устраивать в ней, и он вправе ее редактировать, а может вообще от нее отказаться. Важно, что такая возможность, особенно у молодого учителя, уже есть. Этот проект именно комплект для учителя. И я занялся им потому, что, просмотрев десятки всевозможных электронных учебников, обнаружил, что ни один из них не "подвязан" ни под учебную программу, ни под учебники, по которым мы работаем. У меня ощущение, что электронные учебники, которые во множестве представлены на различных дисках, делают люди, которые не работают в школе. Свои диски с проектом, их у меня было почти полтора десятка, я раздарил участникам конкурса - с надеждой на комментарии, предложения, как что-то улучшить.

Заповедь отца

- В прошлом году на областном конкурсе "Учитель года" вы выступили с неожиданной лекцией "Семнадцать мгновений с великими". В этом предложили тезисы к лекции "Семья и школа в век образования". Почему в них возникла тема управляющих советов?

- Одно из проблемных положений в них - участие детей. Стоит ли их включать, как к ним будут относиться взрослые - учителя, родители, будут ли прислушиваться к их мнению? Ученик не выучил урок, учитель поставил ему двойку, а ученик потом на заседании совета припомнит это учителю, когда голосованием будет определяться какая-то важная для этого учителя ситуация. Это жизнь, на все случаи документы не пропишешь...

- Ваш отец оставил вам какую-то заповедь Учителя?

- Школа для меня - не здание, куда ходят на работу. Школа - это моя жизнь, любой урок - частица жизни. Вот это я понял благодаря отцу...

Р.S. 3 октября в Кремле среди 15 лауреатов будет объявлен абсолютный победитель конкурса "Учитель года России". Регион, который он представляет, станет местом проведения конкурса в 2009 году.

Мнение эксперта

Лариса Аникина, региональный оператор конкурса "Учитель года":

- Как физик я имею право сказать, что Анатолий Шлюнько сделал великое дело. Его проект - не просто презентация к учебнику физики. Это уникальная возможность наглядно показать школьникам физические процессы. К сожалению, в лабораторных опытах по физике есть еще немало примитивного, особенно в лабораториях сельских школ, где не хватает современных приборов. В этот проект-презентацию каждый учитель может добавить что-то из своего опыта.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах