В Томске активно ведется работа по формированию областного бюджета на 2012-2014 годы. Уже 1 сентября его проект будет направлен в областную думу. Насколько учли разработчики основного финансового документа области многочисленные предложения томичей, и будет ли новый бюджет действительно народным? Об этом говорил на встрече с журналистами заместитель губернатора области, начальник департамента финансов Александр Феденев.
Напомним, что бюджет сохраняет свою социальную направленность. Одна из главных особенностей его состоит в том, что часть полномочий по финансированию отдельных расходных статей передается из области на федеральный уровень. И, наоборот. В 2012 году планируется достаточно высокий темп роста доходов бюджета - на 11%.
В настоящее время на собраниях в трудовых коллективах и политических партиях вносится много предложений. Большинство из них, как правило, касаются расходной части бюджета. К сожалению, практически нет предложений по повышению эффективности использования бюджетных денег, а также, как научиться зарабатывать больше.
Есть предложения весьма спорные, на уровне мифов, которые, по мнению Александра Феденева, уводят от реальности. Один из них состоит в том, что областной центр якобы обирает Северск, и после вхождения ЗАТО в бюджетную систему области город едва сводит концы с концами.
На "первый-второй" рассчитайся...
Так ли это на самом деле? Действительно ли все заработанное на территории ЗАТО под метелку изымается областью и федеральным центром?
- Я совершенно ответственно заявляю, что это не так, - говорит Александр Феденев. - В 2010 году из Северска во все уровни бюджета поступило 3,9 миллиарда рублей. Эта сумма на 0,7 млрд рублей меньше той, что была потрачена на содержание федеральных структур, медицинских учреждений, областных и муниципальных учебных заведений.
Бюджет Северска дотационный, получает в год около 600 миллионов рублей федеральных денег. Плюс к этому - в рамках своих полномочий не остается в долгу перед северчанами и область.
Еще по одному из показателей - бюджетной обеспеченности - Северск тоже находится в середняках.
- Не станем вдаваться в детали минфиновских методик, на основании которых определяется уровень бюджетной обеспеченности закрытых административных территориальных образований, назовем лишь официальные данные последних расчетов. Так вот в соответствии с ними Северск среди 42 ЗАТО по уровню бюджетной обеспеченности сто-
ит на 13-м месте. В принципе, это хороший показатель.
Казалось бы, этот аргумент должен расставить все точки над "i", но на деле это не так. В костер разгоревшейся полемики активно подбрасываются новые поленья. В том числе и тот довод, что финансовая ситуация в Северске самая худшая среди 10 "атомных" ЗАТО. Насколько реалистична эта оценка?
У официальной статистики на этот счет совершенно другая точка зрения. Четыре ЗАТО - Саров, Лесной, Зеленогорск и Северск - имеют примерно одинаковую бюджетную обеспеченность. В двух других - Новоуральске и Озерске - она на 10-20 % ниже.
И только в таких "атомных" закрытых административных территориальных образованиях, как Снежинск, Трехгорный, Заречный и Железногорск уровень бюджетной обеспеченности выше (в 1,1-1,4 раза), чем в Северске. Как видим, с учетом сложившейся специфики, северчане находятся на средних позициях, а не где-то в самом низу списка ЗАТО.
Два в одном
Понятно, что в каждом ЗАТО действует своя логика развития. Северск, который является самым крупным закрытым территориальным образованием в России, в этом смысле не является исключением. Напомним, что в экономике есть такое понятие, как условно-постоянные расходы. То есть чем больше объект управления, тем относительно общих затрат меньше средств тратится на его содержание и охрану. Именно этим частично объясняется тот факт, что по уровню бюджетной обеспеченности Северск находится в крепких середняках.
По сути Северск и Томск представляют себой один областной центр, - считает Александр Феденев. - В то же время, если по уровню расчетно-бюджетной обеспеченности Северск находится на втором месте после Томска, то по фактической занимает первые позиции в области. Так, собственно, и должно быть. Ведь Северск по сравнению с Томском обеспечен в полтора раза выше. В том числе и за счет того, что Федерация выделяет дотации на безопасность ЗАТО.
Значительно выигрывает Северск и от применяемой в настоящее время методики расчета индекса бюджетных расходов. Я вообще не вижу перспективы дальнейшего обсуждения этой темы. Если мы втянемся в эту не совсем конструктивную дискуссию, то можем в итоге получить большой минус.
Это предупреждение главного финансиста области является весьма актуальным. Занятие поиском и восстановлением во многом мифических утраченных возможностей, не только малопродуктивно, но и не даст ожидаемого эффекта. Поезд, как говорится, уже ушел. Пора переводить стрелку на другие рельсы развития экономики закрытого города. В частности, как ориентирует бизнес новый мэр, председатель Думы ЗАТО Северск Григорий Шамин, через организацию промышленных парков, открытие современных инновационных производств и привлечение крупных инвесторов. Для Северска, где доходы в бюджет от малого и среднего бизнеса составляют всего лишь 11%, это очень актуальная задача.
Перспектива - открытый город
- На мой взгляд, сегодня главный тормоз на пути роста доходов бюджета закрытого города - это "колючка", - считает Александр Феденев. - Из финансовых и экономических соображений, конечно, ограждение надо снимать. Оно должно защищать не город, а непосредственно Сибирский химический комбинат. Понятно, что на этот счет существуют разные точки зрения, есть чисто психологические барьеры, но надо убедить людей, что с переходом в разряд гражданских городов Северск только выиграет - получит мощный импульс для своего экономического развития.
Такова, собственно, объективная реальность. С учетом того, что федеральный бюджет будет и дальше снижать планку дотаций на поддержку ЗАТО, северчанам придется не только изыскивать дополнительные источники для возмещения выпадающих доходов, но и ответить на извечный российский вопрос: Что делать?
Понятно, что готовых, беспроигрышных рецептов, как умным и продвинутым стать еще и богатыми, в природе не существует. Поэтому придется начать с рутины - установления жесткого контроля за эффективным использованием бюджетных средств. А дальше, как говорится, больше. Сделать ставку на развитую промышленную инфраструктуру, высокий инженерный и рабочий потенциал и развивать производство востребованных на рынке товаров, услуг и технологий.