Примерное время чтения: 5 минут
78

Два диплома - залог успеха

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 20. Аргументы и факты - Томск 19/05/2011

Ученые многих стран мира и российских университетов стали участниками представительного международного семинара "Совместные образовательные программы российских и зарубежных вузов", который состоялся в Национальном исследовательском Томском политехническом университете накануне 115-летия вуза. Кроме политехников организатором семинара выступила Ассоциация T.I.M.E.

Нужен больший масштаб

На семинаре обсуждался отечественный и зарубежный опыт разработки и реализации совместных образовательных программ в условиях уровневой подготовки специалистов, в том числе магистерских "программ двойного диплома".

- Мы ожидаем большого эффекта от этого международного семинара, - сказал, открывая первое заседание, ректор ТПУ Петр Чубик. - Наши ожидания связаны и с высокой компетенцией участников, и с тем, что нет ничего более общего между университетами, чем совместные образовательные программы. И в них, на мой взгляд, наиболее привлекательными являются магистерские программы уровня двойного диплома, или, как говорят наши западные коллеги "уровня двух степеней".

Почему магистерские... Во-первых, в силу того, что эти программы заканчиваются защитой магистерских диссертаций, а это уже научно-исследовательская работа. Таким образом, вузы-партнеры вынуждены сотрудничать не только в образовательной, но и в научной сфере, что делает это сотрудничество более продуктивным.

Кроме того, магистерская программа длится всего два года и это требует от ее участников четкой организации учебного и научного процесса, высокой дисциплины, динамичной работы. В-третьих, наличие общих студентов и ответственности за их судьбу обязывает вузы сотрудничать не на бумаге, а реально.

Наконец, немаловажный моральный аспект - в магистерских программах участвуют лучшие студенты, что называется, с искрой божьей, и с ними приятно работать преподавателям. Сегодня пойдет речь и о проблемах образования по системе "два диплома", и хотя у нас есть определенные достижения, считаю, что нам в этом деле не хватает масштаба. Как по числу магистерских программ уровня "двух дипломов", так и по числу обучающихся. Уверен, на этом семинаре мы найдем ответы: что нам нужно сделать для развития таких программ.

Проректор по образовательной и международной деятельности ТПУ Александр Чучалин, выступивший с основным докладом, рассказал о стратегии университета в области интернационализации образования, конкретных направлениях сотрудничества с зарубежными вузами. В прошлом году в вузе работали девять магистерских программ "двойного диплома", в 2011 году планируется запустить еще две программы - большой интерес к этому проявили два казахских университета.

"Интернационализация, - говорил Чучалин, - рассматривается в ТПУ как эффективное средство повышения научно-образовательной деятельности, достижения глобальной конкурентоспособности. Мы постоянно отслеживаем новые тенденции в образовании в Томске и во всем мире, в тех отраслях, где мы можем конкурировать.

Еще одно направление - рационализация и развитие научных исследований и образовательных услуг в соответствии с мировыми тенденциями. Также очень важно создать в университете культурную среду, на которой будет взращиваться международное сотрудничество. Без этой среды ни о каком прогрессе в области интернационализации образования говорить не приходится".

"Сложна процедура признания"

Подробный доклад о деятельности Ассоциации Т.I. М.Е.

сделал ее генеральный директор Пол Краутер. Позже, в эксклюзивном интервью "АиФ-Томск" он также говорил о проблемах:

- Самая главная - бюрократизм и непризнание квалификации выпускника за рубежом его страны. Также академическая проблема - очень сложно ориентироваться человеку за рубежом, в другой системе образования. И третья проблема - финансовая, так как поездка в другую страну и проживание в ней требует немалых средств.

Действительно, немало проблем, с которыми сталкиваются университеты-партнеры. Например, у нас бакалавриат четыре года, в Европе - три. Слишком долгая и сложная процедура признания у нас европейского диплома. Или такой момент: согласно закону об образовании, продолжительность обучения в магистратуре в России должна быть два года и не меньше. Но в совместных программах студент половину обучения проводит в своем вузе, половину в чужом. И эта техническая проблема пока трудно решается.

Судя по отзывам участников, семинар оказался для них очень полезным. Тем более что все они участники такого международного сотрудничества в образовании. "Мы давно работаем по программе "двойного диплома" с университетом "Париж 11", - сказал заведующий кафедрой

геоэкологии и геохимии ТПУ Леонид Рихванов.

- Сейчас двое наших студентов учатся во Франции, в прошлом году восемь французских профессоров читали лекции нашим магистрантам. Мне очень интересно было послушать коллег из России и заграницы". "Об Ассоциации Т.I.М.Е. я раньше только читала, а здесь узнала много конкретных позиций, и мне стало многое более понятным, - сказала корреспонденту "АиФ-Томск" Ольга Кузнецова, начальник управления международных связей Сибирского федерального университета.

- Не все однозначно. Конечно, увеличивается время пребывания будущего специалиста в вузе, то есть он позже попадает на рынок труда. Но, попадая на этот рынок с двумя дипломами, он более востребован. Однако проблема в том, что магистерское образование у нас почти на сто процентов платное".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах