Наш умный Томск славен не только студентами. В воспитательных колониях, расположенных в Томском регионе, сейчас наказание отбывают 123 подростка. В ВК N1 - 24 юноши (все они из Томской области), в ВК N2 99 девушек - от Урала до Дальнего Востока, из Томской области одна. Некоторые из них после освобождения хотят остаться в Томске. Но разве это надо нашему интеллигентному городу? Ведь многие их них все равно оказываются потенциальными правонарушителями.
Однако председатель общественной наблюдательной комиссии (ОНК) Томской области по защите прав осужденных Геннадий Постников считает, что таких ребят не стоит избегать. Напротив, им надо помогать. И львиную долю этой помощи могут оказать общественники, в том числе и вузы.
- Глубоко убежден, - говорит мой собеседник, что подросток, попавший в места лишения свободы, - зачастую неиспорченный человек. Просто один уже попался, а другой - нет. Я не говорю о тех, кто сидит за наркотики, за убийство и исправляться не желает. Мы ратуем за тех, кто осознал свой поступок и готов взяться за ум.
За полгода до освобождения с правонарушителями в колонии начинают работать. Им читают лекции о том, какие у них права, куда идти и что делать после освобождения. Но этого, считает общественник, мало. Задача УФСИН - довести "выпускника" до места проживания родителей, а вот что с ним будет дальше - уже мало кого волнует. Вот тут на помощь и может прийти общественность.
Отчасти такая работа в рамках шестимесячной школы освобождения уже ведется. Например, несколько раз по приглашению наблюдательной комиссии в колонии приезжали студенческие коллективы томских вузов с концертами, театральными постановками. Такую руку помощи протягивают архитектурно-строительный и педагогический университеты. Но это разовые поездки.
- Сейчас мы готовим обращение в совет ректоров вузов с просьбой упорядочить и активизировать эту работу, - продолжает Постников. - Кроме того, мы обратились в Управление начального профессионального образования, чтобы их специалисты приходили и рассказывали о своих учебных заведениях. В этом году из наших воспитательных колоний выходит 35 человек, из них 13-15 человек планируют остаться здесь..
Неправильная экономия
По мнению Геннадия Постникова, в идеале за каждым подростком, вышедшим на свободу, должен быть закреплен наставник, который бы помогал обустроиться в новой жизни. И хорошо бы этому человеку работу оплачивать.
- Мы даже разработали проект программы социального сопровождения осужденных, освободившихся из мест лишения свободы, - продолжает Постников. - Прописали, что в течение 6 месяцев и до года после освобождения у подростка должна быть опора в лице наставника. Цена вопроса 30 тысяч рублей в год на одного выпускника. Но инвесторов пока нет. Частные компании уже полгода думают, государство тоже не торопится вкладывать в социализацию такой молодежи. Сейчас пробуем оформить грант областной администрации. Считаю, что эти средства должно выделять именно государство.