7 апреля Марии Дашук исполняется 90 лет. А она с нетерпением ждет еще одной даты - 12 апреля, когда 50 лет назад в космос впервые поднялся Юрий Гагарин.
Памятная реликвия, связанная с именем Юрия Алексеевича, вот уже несколько десятков лет хранится в сплоченной и любящей семье Марии Дашук. Это книга "Пособие для занятий по русскому языку". На обложке рукой хозяйки выведено: "Хранить вечно".
Запоздалый рейс
- Летом 1964 года мы с мужем и детьми отдыхали в Фергане. Возвращались в Томск 24 августа рейсом N62 Фергана - Ташкент в 20.45. Но вылет задержали на тридцать минут. Позже узнали, что нашим рейсом полетит Юрий Гагарин.
Радости нашей не было предела, - вспоминает Мария Дмитриевна.
Когда все пассажиры заняли свои места, в самолёт вошёл Юрий Алексеевич, загорелый, в тенниске и тюбетейке, поздоровавшись со всеми, он прошёл в начало самолёта. По словам моей собеседницы, встретив Гагарина на улице в обычной летней одежде, его можно было и не узнать. Все привыкли видеть его в форме, "при параде".
Начался полет, стюардесса сказала, что можно подойти к Юрию Алексеевичу за автографом.
- Все пассажиры - кто с газеткой, кто с журналом или открыткой - потянулись к нему! У нашего сына с собой был учебник "Русского языка".
Гагарин расписался в нем и спросил сына, кем он хочет стать. Тот, ответил, что лётчиком. В 13 лет он действительно хотел летать.
Выходил из самолёта Гагарин первым, а пассажиры прильнули к окнам, чтобы ещё раз взглянуть на него, - объясняет Мария Дмитриевна.
"Мне бы в небо"
Между тем моя собеседница и сама имеет самое непосредственное отношение к небу.
- Я родилась в простой семье, отец был контролёром в поездах, мама - домохозяйка, - рассказывает Мария Дмитриевна. - Родители всю жизнь мечтали, чтобы я стала врачом, но я выбрала другую стезю.
Закончила курсы летчиков-наблюдателей при Всесоюзном тресте Лесной авиации и была направлена в Красноярск, где ее зачислили в Красноярский авиаотряд.Тут ее и застала вой-
на. Летчицы патрулировали лесные массивы в селах Белый Яр, Колпашево, Мигаевка. В зимние месяцы, когда полетов не было, заготавливали спецдревесину для авиафанеры, ружейной и лыжной промышленности. В марте - снова тренировки, экзамены перед началом авиапатрулирования.
С образованием Томского авиаотряда Марию назначили начальником штаба. Она много летала сама, не раз, как сказали бы сейчас, попадала в экстремальные ситуации. Однажды мотор отказал и пришлось приземлиться на островок реки.
В другой раз - лопнул бензобак и еле-еле дотянула до деревни. К счастью, все заканчивалось благополучно. Тайгу лётчица охраняла до 1952 года. А потом вышла на пенсию.
- Ну, думала, потечет моя жизнь мирно и размеренно, - рассказывает Мария Дмитриевна. Буду заниматься домашними делами, детьми, читать книжки, вышивать. Записалась даже на двухгодичные курсы художественного вышивания. Но потом поняла, что этого мало.
И подала заявление в Томский политехнический. Хотя своего увлечения не бросила.
- Началась моя вторая жизнь, - вспоминает Мария Дмитриевна. - Я стала студенткой теплоэнергетического факультета. - Приду с учёбы поздно вечером, муж с детьми уже спят, а я сяду за пяльца, ещё чуть-чуть повышиваю. И все, что за день в голове накопилось, приходит в норму.
Семейные встречи
За годы учёбы в институте муж Тимофей и дети Вера и Юра были лучшими помощниками будущего инженера по хозяйству. Почти в сорок лет Мария получила диплом инженера, и началась её трудовая деятельность на ГРЭС-2. Сначала мастером, затем старшим инженером, инженером по рационализации, изобретательности и подготовке кадров. С удовольствием вместе с мужем занималась садоводством на дачном участке. И не бросала своего увлечения.
Она до сих пор вышивает гладью и бисером, почти все свои работы раздаривая близким. Много читает, вкусно готовит. Частенько в её доме собирается большая и дружная семья: дети, внуки и уже взрослые правнуки. Иногда все вместе листают альбомы - своеобразную летопись знатной мамы, бабушки, прабабушки. А она только и замечает:"Всего, чего я хотела добиться в жизни, добилась". И это, наверное, и есть счастливая судьба.