О школе сейчас кто только не спорит. Многие говорят о необходимости коренных перемен. Но каким должен быть прообраз школы, учителя, школьника XXI века? Чем они должны отличаться от прошлого, что стоит за словами президента Дмитрия Медведева: "Среднее образование должно соответствовать целям опережающего развития"? Ответ на эти вопросы попыталась дать Гражданская лига Томской области.
"Главное - содержание образования"
Тему задал губернатор Виктор Кресс в докладе "Взаимодействие власти, бизнеса и общества в реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа".
- Все главные стратегические документы России и Томской области рассчитаны как минимум до 2020 года, - сказал Виктор Мельхиорович. - Казалось бы, это дальнесрочная перспектива. Но уже в этом году окончили первый класс дети, которые станут выпускниками школ в 2020 году. Значит, мы подошли к критической отметке - школа будущего нужна уже сегодня.
У современной школы множество проблем. Часть из них удалось решить благодаря реализации приоритетного национального проекта "Образование".
Нерешенных проблем еще много
Первой из них губернатор назвал содержание образования, которое еще слабо ориентировано на потребности инновационной экономики и рынка труда. Анализ показал, что в структуре программ профильного обучения доминируют гуманитарное и социально-эко-
номическое направления. Большинство выпускников не хотят или не готовы по своим знаниям продолжать образование по физико-математическим и естественным наукам.
В этом году в Томской области ЕГЭ по физике выбрали всего 27% выпускников, а по обществознанию - около половины! Это соотношение мало меняется из года в год. Между тем в экономически развитых странах молодежь ориентируется, прежде всего, на технические специальности! У нас же все начинается с младших классов и дополнительного образования, где дети поют, танцуют, рисуют, занимаются музыкой. Но авиа-, автомодельных, судостроительных кружков, классов программирования, конструирования практически нет.
- Если мы хотим добиться прорыва в новую экономику, - говорил губернатор, - необходимо расширить масштаб программ с углубленным изучением физики и математики, ввести профильные классы, открыть кружки технического творчества в каждой школе и в каждом учреждении дополнительного образования, повысить качество преподавания точных наук. Но все это не в ущерб гуманитарному образованию, чтобы не было обратного перекоса, а то мы такая нация, которая середины не знает.
"Нужны педагог из вуза и молодой учитель"
Второй проблемой Виктор Кресс назвал не соответствующую современным требованиям инфраструктуру образования. В Томской области 47 общеобразовательных учреждений размещаются еще в ветхих деревянных зданиях. В области отработана система их восстановления с применением современных проектных решений, но в безобразном состоянии находятся и многие капитальные школы, особенно в районных центрах. Кроме того, в области много малокомплектных школ.
Множество нареканий в школах области вызывает организация медицинского обслуживания, качество горячего питания. По-прежнему наши школы остаются недоступными для обучения детей-инвалидов.
Следующий блок проблем связан с педагогическими кадрами. Продолжается старение учительского корпуса, плохо закрепляется молодежь, нет системы в организации повышения квалификации учителей. В этой связи губернатор подробно остановился на новой системе оплаты труда учителей, которая, по его мнению, является одним из главных инструментов для того, чтобы наша новая школа получила новых учителей.
С 1 сентября 2009 года оклады работников образования увеличились на 26%. Произошла дифференциация заработной платы в зависимости от качества труда учителей, у них повысилась самооценка. Важный эффект и в том, что новая система оплаты труда позволяет привлечь в школу молодых учителей. В то же время во многих школах распределение стимулирующих выплат остается закрытым процессом, что приводит к конфликтам. Выход в реальном участии общественности в этом процессе.
- Мне очень нравится идея привлечения в школу практиков из реальной жизни, - сказал, продолжая тему педагогических кадров, Виктор Кресс. - Нужно, чтобы система образования проявила соответствующую инициативу, а общество откликнулось на этот запрос. Пусть с ребятами занимаются программисты, а экономисты научат их писать бизнес-планы. В Пермском крае, например, появились классы, где детям преподают основы агробизнеса.
Университеты должны подключиться к образовательному процессу в школах. Нужно объявить конкурс среди университетских преподавателей на чтение всевозможных курсов для средних и старших классов в продвинутых школах. К преподаванию необходимо привлекать лучших томских практиков, предпринимателей, представителей инновационного бизнеса.
Поддержать "автономное плавание"
В этой же связи губернатор предложил поддержать те школы и тех директоров, которые выберут статус автономного учреждения, назвав одним из ключевых звеньев в работе по реализации президентской инициативы расширение самостоятельности школ. Ее дает закон об изменении статуса бюджетных учреждений.
Кресс предложил отобрать 8-10 таких школ-первопро-
ходцев, организовать для их руководителей встречи с лучшими экспертами - томскими, московскими, зарубежными, обеспечить им возможность пройти стажировку в лучших инновационных школах России. Важно, чтобы предприниматели, представители бизнеса различного уровня вошли в состав управляющих и попечительских советов.
- У нас есть примеры, - продолжал Виктор Мельхиорович, - когда бизнес инвестирует в школьную инфраструктуру, но они пока единичные.