"Образование - ресурс инновационного развития Сибири" - такова тема прошедшего на минувшей неделе в Томске III съезда работников образования Сибири и X юбилейного сибирского форума образования.
- Мероприятие очень значимое для Сибири, поскольку глобализация экономики привела к тому, что мощь страны определяют уже не финансовые ресурсы, оборудование и материальная база, а интеллектуальный потенциал, - сказал, открывая съезд, заместитель губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию Владислав Зинченко.
Кризис подтолкнул
Что касается Томского региона, то одной из значимых тем является развитие высшей школы. Если система начального профессионального образования в 1990-2000-е годы сильно оторвалась от реальных потребностей экономики, то система высшей школы, благодаря усилиям ректорского корпуса, наоборот, активно развивалась. Вузы оказались устойчивы к кризисным явлениям.
Это проявилось не только в востребованности выпускников - приняты индикаторы, по которым не менее 70% выпускников должны быть обеспечены предложениями от работодателей, а в исследовательских университетах - не менее 75% . Но и в привлечении средств в консолидированный бюджет вузов, так как он уменьшился из-за снижения контрактных студентов. Естественным выходом стало расширение НИОКР, разработка и реализация крупных проектов.
Важной поддержкой оказался и приоритетный национальный проект "Образование", благодаря которому вузы получили больше возможностей для работы в условиях инновационной экономики.
- Однако законодательную базу по формированию частно-государственного партнерства необходимо доработать, - считает замгубернатора. - Иначе через пару лет мы потеряем этот важнейший элемент совместной работы науки и бизнеса.
Быстрее -
по "упрощёнке"
Об этом говорили и на Координационном совете по проблемам Высшей школы МАСС и Совете ректоров вузов. В частности, об обязательном применении ФЗ N 94 бюджетными учреждениями при закупке товаров, работ и услуг за счет внебюджетных средств. Университеты теряют до 40% заказов от бизнеса при заключении таких договоров, поскольку закупки по ФЗ приводят к растягиванию сроков работ, некачественной поставке. Бизнес это не устраивает. Нужно дать вузам самим решать вопрос в рамках смет, утвержденных предприятием-заказчиком.
Во-вторых, было предложено внести изменения в 217 закон, которые позволят использовать упрощенную систему налогообложения предприятий при вузах и дадут им возможность приобретать доли и акции этих предприятий за счет внесения права использования результатов научно-технической деятельности, принадлежащих вузу.
В-третьих, нужно дать возможность объединить учреждения федерального и регионального уровней, а также их софинансирования в части НПО и СПО из региональных бюджетов. Сегодня училища без поддержки вузов не в состоянии выпускать качественно подготовленных специалистов. Для этого нужны поправки в законодательство по созданию университетских комплексов.
В-четвертых, необходимо обеспечить право регионов на финансирование из областных бюджетов образовательных проектов наряду с научно-техническими и инновационными (нужны поправки в Закон о разграничении полномочий).
Участники съезда предложили также разработать и реализовать проект по созданию в Сибири консорциума университетов и научных организаций как модели интеграции образования, науки и бизнеса.
- Назрела необходимость разработки стратегии развития образования Сибири в соответствии со стратегией социально-экономического развития региона до 2020 года, - подчеркнул губернатор Томской области Виктор Кресс. - Известны планы правительства по сокращению количества университетов. Боюсь, в жесткой конкурентной борьбе мы расплещем целые направления по подготовке специалистов. Поэтому уже сейчас нужно предлагать пути интеграции вузов как внутри регионов, так и внутри СФО. Все эти предложения к Правительству страны были включены в резолюцию съезда.