Примерное время чтения: 5 минут
74

Надбавки поссорят учителей?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 15. Аргументы и факты - Томск 09/04/2008

Сумятицу внесла очередная надбавка к зарплате в коллективы школ и детсадов. Власти хотели внедрить "рынок и конкуренцию" в этой консервативной среде, а получили дрязги и социальную напряженность.

Председатель горкома профсоюза работников образования и науки РФ Валентина Алеева не скрывает: работать стало тяжело - каждый день ей звонят встревоженные коллеги и просят объяснить смысл и нюансы нововведений. Профсоюз информацией делится, какой владеет. Но активисты и сами находятся в замешательстве. Из-за чего же сыр-бор?

"Соцсоревнования" на новый лад

Все дело в новых надбавках. Оказывается, по плану педагогам должны были поднять зарплату с 1 сентября 2008 года на 7%. Однако позже Владимир Путин объявил: это произойдет раньше, и уже с 1 февраля фонд оплаты труда вырастет на 14%. Не вдаваясь в смысл фразы "фонд оплаты труда", учителя решили, что каждого ждет такая прибавка, и обрадовались. Но только спустя два месяца после объявленного срока повышения появились официальные документы. И оказалось: эти 14% - не что иное, как стимулирующий фонд учреждений, деньги из которого должны выплачиваться не всем, а только тем, кто работает хорошо. Цель такого подхода ясна: вместо "уравниловки" поощрить творческих, активных сотрудников и тем самым поднять качество образования.

Новый принцип надбавок выглядит логичным в том плане, что с 1 января 2009 года (а часть уже с этого сентября) все образовательные учреждения области отказываются от единой тарифной сетки и переходят на новую оплату труда, в которой существенную часть должны занимать именно стимулирующие выплаты. Но до этого времени ЕТС с ее мизерными ставками остается. Поэтому, выходит, часть учителей получит добавку, а часть останется ни с чем. Это-то и возмутило людей.

- Позиция профсоюза однозначна: вначале нужно было увеличить базовые ставки до нормальных размеров и только тогда уже говорить о стимулировании, - говорит Валентина Алеева.

Но власть непреклонна. На днях вышло распоряжение губернатора, в котором четко говорится: деньги направить на поощрение лучших. Поэтому педагогам придется подчиниться.

- Единственное, мы сейчас обговариваем и с руководителями, и с профсоюзным активом то, что распределение денег должно произойти коллегиально, взвешенно, - продолжает Валентина Федоровна.

Директорам, кстати, сейчас придется решать: выдавать деньги ежемесячно, раз в квартал или полугодие. Поощрять всех или отдать деньги только лучшим. Определять размеры выплат, которые тоже ничем не ограничены. Понятное дело, что здесь возникает много вопросов, и главный из них - как выбрать претендентов на премии? Совершенно очевидно, что при отсутствии четких критериев субъективизма не избежать. Даже талантливый, но "неудобный" директору учитель может не увидеть заслуженных доплат.

В горкоме профсоюза говорят: рецептом от необъективности может стать только разработка каждым учреждением собственных положений о стимулирующих надбавках и доплатах с предельно четкими требованиями к сотрудникам. Такие документы сейчас есть, но им все-таки не хватает конкретности. А до тех пор, пока эти положения дорабатываются, профсоюз порекомендовал руководителями поступить так: за февраль и март выплатить всем по 14%, а с апреля применять выплаты именно как стимулирующие.

Директоров сделали крайними

Но это лишь рекомендация. Как поступят директора? Тем более что деньги за два месяца уже поступили в учреждения.

- У меня есть три варианта, - говорит директор томской школы N4 Владимир Зятнин (этой школе фонд прибавили на 162 тысячи рублей при количестве сотрудников 150 человек). - Первый - не раздавать пока эту сумму, а распределить ее в конце мая, когда уже станут более понятными "правила игры". Минус этого варианта - инфляция, от которой никуда не денешься. Второй путь - сейчас с риском, что кто-то будет обижен, распределить деньги. Ведь в школе есть явные лидеры и аутсайдеры. Третий вариант компромиссный: за февраль и март всем заплатить поровну в виде премии. Эти три варианта я предложу коллективу, но решение все равно буду принимать сам.

Впрочем, Владимир Иванович уверен: как ни поступи, он все равно окажется виноватым. Ведь всем, особенно в такой непростой ситуации, не угодишь.

- Народ, как ни парадоксально, вообще против надбавок, - жалуется директор. - Кто-то боится, что не получит, деньги. Сильные педагоги тоже против, чисто с моральной точки зрения: как работать в одном кабинете с "обделенными"?

Поэтому Зятнин уверен: качество образования от этих 14% не повысится, а вот дрязг в коллективах станет больше. По мнению педагога, сначала нужно было поднять ставки ЕТС на 14%, а уж с переходом школ на новые системы оплаты труда вводить стимулирующие надбавки.

Заведующая детсадом N55 Нина Шмелева смотрит на ситуацию оптимистичнее, но для нее тоже много неясного:

- Нам сейчас предстоит подработать положение о стимулирующих надбавках и выплатах, - говорит Нина Владимировна. - Как это будет на практике, пока сказать сложно. А ведь сделать это нужно до 10 апреля, когда должны поступить деньги. Но я хочу заверить, что принцип распределения средств у нас будет демократическим: избрана комиссия, в которую вошли представители от всех категорий работников - медиков, воспитателей и так далее. Они и будут принимать решение.

Так как чиновники настроены решительно внедрить в школы и детсады новое "соцсоревнование", то педагогам остается только посочувствовать. Предстоящие месяцы явно будут непростыми. Ведь когда речь заходит о деньгах, даже интеллигентным людям трудно удержаться от ссор.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах