Очередной скандал разразился в Томске после того, как жители получили февральские квитанции за тепло. Люди вновь почувствовали себя обманутыми.
Тогда, в феврале, в "желтых" квитанции вместо обещанного перерасчета льготникам по ошибке выставили долги. И.о. мэра Томска Николай Николайчук извинился перед людьми и призвал их не платить, а дождаться новых жировок, в которых все будет начислено правильно. Одновременно потребителям позволили сделать выбор в пользу оплаты за фактическое потребление тепла и отказаться от одной двенадцатой. И вот, получив уже не желтые, а обычные белые квитанции, томичи окончательно запутались. Во-первых, счета явно перегружены числами, которые ни о чем не говорят потребителю. Во-вторых, февральские расчеты мало соотносятся с январскими. А самое главное, к оплате предъявляются две суммы - по факту и 1/12, - которые очень разнятся.
Занимательная арифметика
Реакция наших читателей была мгновенной. Антонина Ивановна Кирчанова, домком и главный "эксперт" по коммуналке дома по ул. Кулагина, 13, на этот раз, увы, ничего не смогла объяснить своим соседям. Пенсионерка и сама ничего не поняла, поэтому позвонила в редакцию: "Помогите разобраться!"
Дома у Антонины Ивановны собрали "совет": хозяйка, ее соседка Нина Степановна Евлеева, бывший бухгалтер, и корреспондент "АиФ-Томск".
- Вот смотрите: по итогам прошлого месяца оказалось, что я переплатила 1315 рублей, - показывает "желтую" квитанцию Кирчанова. - Поэтому заплатила только один рубль, чтобы телеграф передал мою квитанцию энергетикам, ведь на ней я написала, что буду платить по факту. Определиться со способом просили сами коммунальщики. И вот получаю я новую бумажку и никак не могу понять, сколько мне нужно отдать денег. В одной строке переплата по факту 840 рублей, в другой - переплата по одной двенадцатой 1661 рубль. И откуда только взялись эти суммы?
Пенсионерка переживает: она привыкла платить за коммуналку в первую очередь (не дай бог задолженность!), а тут такой казус. Признаться честно, я ничего не смогла растолковать ей: не "врубилась" сама. А потому отправилась с "квитком" бабушки на Котовского, 19, в филиал ОАО "ТКГ-11".
Окошки "брали штурмом"
Был будний день, послеобеденное время. Но, несмотря на это, в операционном зале была длинная очередь таких же, как Антонина Ивановна, потребителей, которые запутались в жировках. На вопросы по теплу отвечали всего две сотрудницы, поэтому двигалось дело очень медленно и мучительно. Некоторые даже не пытались соваться, сразу уходили обратно. Самые стойкие, обливаясь потом, обсуждали очередную коммунальную напасть и добрым словом вспоминали всех, кто заварил эту кашу. Встала в эту очередь и я. Такого наслушалась! Одна женщина в сером пальтишке (видимо, бюджетница) все никак не могла понять, как платить:
- Летом, конечно, рассчитываться неохота, но по факту я должна целых две тысячи!.. - растерянно говорила она. - И откуда только такая сумма взялась?
- Ну так вы же не платили в прошлый месяц! - наставляли окружающие. - Вот и вышло вам сразу за январь-февраль...
- Да если я столько денег отдам, на что ж я жить буду?..
На это никто ничего не ответил. У всех такая же ситуация...
Простояв практически час (!), я все-таки дошла до заветного окошечка. Девушка-кассир наскоро объяснила:
- В "желтой" квитанции вашей бабушке не учли льготу ветерана труда. Потом ошибку исправили. Поэтому переплата по одной двенадцатой не 1315, а 1661 рубль! Если же бабушка хочет платить по факту, тогда переплата 840 рублей. Но в любом случае в этом месяце клиентка ничего нам не должна.
Дома, я, как могла, объяснила Антонине Ивановне: она ничего не должна. Наоборот, должны ей. Кирчанова вздохнула с облегчением. Но осадок в душе от всей этой истории остался:
- Хотела раньше платить равными частями, но теперь из-за этой неразберихи буду только по факту.
Из экономической она перевела проблему в плоскость политики:
- И это устраивают перед грядущими выборами мэра! Да я не буду ни за кого голосовать, если такое отношение к старикам...
И, думается, в этом решении пенсионерка не одинока.