Наш читатель возмутился: почему светофор стоит так дорого - около 600 тысяч рублей, он что, из золота? Действительно, задался я недавно таким вопросом: откуда почти космическая цена и вообще, сколько светофоров у нас в городе? А сколько километров разметки, знаков. Кто этим всем заведует?
Светодиоды - не прихоть
- Это только на первый взгляд кажется, что цена космическая, - комментирует ситуацию главный инженер СМЭУ УВД, отвечающего за технические средства организации дорожного движения Юрий Руденко. - Люди путают два понятия - светофор и светофорный объект. А это не одно и то же. Популярный сегодня светодиодный светофор стоит всего 20 тысяч рублей. Но на самом скромном перекрестке по принципу: "основной - дублирующий", их нужно установить минимум восемь. Это уже 160 тысяч. Плюс еще пешеходные светофоры - тоже восемь. Светофорная стойка, дорогостоящий кабель, пешеходно-вызывное устройство, проще говоря, кнопка, которых тоже несколько. Аппаратура управления. Вот и набегает.
Кстати, из 120 светофоров в городе в настоящий момент новомодных светодиодных уже половина. В ближайшие три года на светодиоды должны заменить все оставшиеся. И дело не в моде. Они, действительно, гораздо ярче и долговечнее. Практически не нуждаются в обслуживании. Ведь дороги - постоянная вибрация. А спираль в обычных лампах этого не любит. Отсюда постоянные замены. Не говоря уже о безопасности. В солнечные дни водители становятся жертвами так называемого фантомного эффекта. При попадании прямых солнечных лучей на линзы обычного светофора, часто возникает ощущение, что горят все цвета.
АСУД в действии.
Упоминая о новациях, нельзя не отметить, что с недавнего времени на некоторых светофорах ввели и табло обратного отсчета времени. Тоже полезная вещь. В ближайшее время планируется запустить таких еще десяток.
Ну а как же управляется все эта "разноцветная электрика"? Мало кому известно, что в старом здании областной ГИБДД находится специальный Центр автоматизированной системы управления движением, в котором я побывал. Его мозг - зал с большой мнемосхемой в полстены, похожей на электронную карту города, на которой горят зеленые глазки светофоров.
"Вот видите, один мигает, - говорит Руденко - значит, светофор в режиме желтого мигающего. А если красный, что-то не в порядке. Высылаем специалистов". У дежурящего здесь оператора все то же самое отображается на компьютере. Причем умная машина фиксирует и ошибки связи. А они случаются.
Российский менталитет
Но беспокойное "хозяйство" СМЭУ - это не только светофоры. В него входят и знаки, и дорожная разметка общей протяженностью линий в 500 километров, которую нужно обновлять. Затраты немалые. Спасибо областному бюджету. Тех же знаков в области у нас около 7 тысяч. А вандалов, особенно в отдаленных районах, - хватает. "Вот и получается, - с горечью делится наболевшим Руденко, - в развитых странах стойки знаков делают из дерева, чтобы в случае аварии они разлетались на части и никого не калечили. А мы - из толстенных труб, чтобы не погнули".
Интересно, что и в этой сфере прогресс не стоит на месте. Казалось бы, что тут нового. Знак и знак. Стойка. Металлическая основа да специальная пленка. А вот и нет. Если раньше рисунок обычного знака состоял из нескольких наклеивающихся друг на друга пленок, то теперь все чаще применяется шелкография, когда покрытие цельное. В будущем должны появиться и знаки с изменяющейся символикой. Проще говоря, табло в корпусе знака, на которых, в зависимости от дорожной ситуации, символы будут меняться.
Например, недавно ввели знак "затор". Смысла ставить его все время нет. Как раз тот самый случай. Или изменение скорости.
Пластик не для нас
Разметка тоже совершенствуется. Точнее, способ ее нанесения.
"Вы обратили внимание, - говорит Юрий Анатольевич, - что сейчас, когда снег начал таять, разметка обнажилась на дорогах, она не слезла за зиму. Такого давно не было. Это достигнуто благодаря тому, что с помощью специальной техники краску буквально вгоняем в асфальт под давлением в 100 атмосфер. Вот она и держится". Плюс к тому у нас практически не используются предусмотренные ГОСТом надписи и символы на асфальте. Это тоже в планах, как и усиление внимания к знакам маршрутного ориентирования. По словам Руденко, в ближайшее время в городе резко увеличится и количество желтой разметки, о существовании которой в ПДД многие уже давно забыли.
А вот пластиковая разметка, "как в Америке", с нашими перепадами температур и "дикими" водителями снегоуборочной техники в ближайшее время вряд ли приживется. Многочисленные огрызки резиновых лежачих полицейских - тому пример.