Примерное время чтения: 5 минут
61

Обманчивая магия распродаж

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты - Томск 12/12/2007

Экраны телевизоров, витрины магазинов уже призывно пестрят предновогодними скидками, распродажами и беспроцентными кредитами. Ну как тут удержаться и не приобрести подарок себе и своим родным, даже если у тебя в кармане нет лишней копейки. Не знаю в чем причина, то ли уровень нашей жизни стал повышаться, то ли цены на товары действительно упали, только бытовую технику: стиральные машины, телевизоры, в том числе и компьютеры, стали расхватывать как горячие пирожки. Я, поддавшись предпраздничной эйфории, отправилась в один из томских магазинов электроники и бытовой техники, чтобы своими глазами увидеть все "новогодние сюрпризы".

В магазине людно, но ажиотажа не наблюдается. Полки украшены искусственными елочками и гирляндами. Всюду яркие таблички - акция, скидка, беспроцентный кредит. Вот так зайдешь случайно в магазин, а уйдешь домой с холодильником, например. Сотрудник магазина, супервайзер Алексей Новосельцев вежливо и обстоятельно рассказывает о том, как дорогую вещь можно приобрести в кредит под ноль процентов. Выслушав информацию, я еще некоторое время блуждаю в задумчивости между полками, глазея на натертые до блеска мониторы компьютеров, экраны телевизоров и дверцы холодильников. В голове крутится одна мысль: в чем же тут подвох. Не может такого быть, чтобы в магазинах без выгоды для себя людям отдавали дорогостоящую бытовую технику по сниженным ценам, да и еще и ждали с радостью несколько лет, пока клиент выплатит нужную сумму.

Поднять цену, а потом скинуть

Такие сомнения возникают у многих. Вполне возможно, что подвоха и нет, просто эти самые проценты уже сразу заложены в стоимость товара, поэтому не стоит переживать за несчастных предпринимателей, которые, мол, последнее ради клиента отдадут. К тому же существует множество уловок, как привлечь покупателя и прибыль свою сохранить. Например, незадолго до новогодних праздников немного поднять цены на товар, а затем провести акцию с "шокирующими, умопомрачительными скидками". Ну а покупатель в предновогодней эйфории особо не разбирается - в спешке сметает с прилавков магазинов все. Это касается не только бытовой техники, электроники, но и одежды, и даже мебели и штор. Лидия Немировская - начальник отдела защиты прав потребителя Управления Роспотребнадзора, не понаслышке знает, что такое предпраздничный ажиотаж и какие потом бывают последствия.

- Хочется в новый год войти с новым. Но не нужно действовать в спешке. Одно дело - хлеб некачественный купил, а другое - электротехнику. Пока негативных предновогодних сигналов к нам не поступало. Но из практики, можно сказать, к нам начнут обращаться после праздника. Проблемы возникают как со стороны потребителя, так и продавца. Последние жалуются, что, например, 30-го купят платье, а 5-го несут поменять. Чаще меняют из-за реального дефекта, но бывают и недобросовестные покупатели - таких мало. В большинстве случаев прав потребитель, а предприниматель просто до последнего момента отстаивают свою "правоту", чтобы не потерять прибыль. В последнее время возросло количество жалоб именно на бытовую технику. Например, подошли к продавцу-новичку, а он неточно что-то объяснил, купили - разочаровались.

Была такая ситуация, продолжает Лидия Немировская, муж и дети решили подарить маме дорогой холодильник в кредит. Оформили и вручили ей бумаги, а она экономист. Села посчитала и за голову схватилась - оказалось переплата огромная. В этом случае ситуацию разрешить удалось быстро, поскольку товар еще не был доставлен на дом. Или вот две соседки решили купить по акции стиральную машину, а вторую получить в подарок. Естественно, вторая машина оказалась похуже, поменьше, потом не знали, как поделить. Много жалоб и обращений по мебели и услугам в этой сфере. Люди торопятся к праздникам обустроить свой дом, купить новую мебель, в итоге получают не то, что хотели.

Обращаются потребители по разным причинам. Это и качество товара, и путаница в условиях потребительских кредитов. Думали, одна цена, а потом оказывается другая. Но, по словам Лидии Ивановны, на самом деле в наших магазинах какие-то скидки есть, просто не всегда значительные, как преподносятся в рекламных акциях.

- С 12 декабря будут действовать новые поправки и дополнения к закону "О защите прав потребителя". Видимо, будет скорректирован перечень товаров, не подлежащих обмену и возврату без существенных дефектов. В закон внесена новая статья "Последствия нарушений продавцом срока передачи предварительно оплаченного товара потребителю", регулирующая продажи товаров по образцам и при дистанционных продажах (по каталогам). Обращения, поступившие к нам до 12 декабря, будут рассматриваться по старому закону, а после - уже по новому, - объясняет Галина Елькина, ведущий специалист-эксперт управления Роспотребнадзора.

Главный совет - не хватать с лета

Хорошо, что я не поддалась предпраздничной эйфории, удержалась и не купила себе ту или иную вещицу. И вам рекомендую, прежде чем спешить порадовать свою семью дорогими подарками, воспользуйтесь простыми, но очень важными советами.

1. Не следует торопиться и в спешке, с налету хватать что под руку подвернется.

2. Не нужно поддаваться предпраздничному ажиотажу и рекламным обещаниям.

3. Необходимо быть внимательным, предусмотрительным, ознакомиться с паспортом и инструкцией товара, проследить, чтобы гарантийный талон был заполнен. Тем более что теперь закон обязал продавцов заполнять этот документ.

4. Если вы покупаете вещь в кредит, уточните все условия и решите, подходят они вам или нет.

До Нового года еще есть время, чтобы приглядеться, обдумать и купить вещь. И заметьте, желательно не в последний день, пробегая с работы к праздничному ужину через магазин бытовой техники и электроники. Удачных вам новогодних покупок.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах