Примерное время чтения: 5 минут
100

Половинку трясет от порубщиков!

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 8. Аргументы и факты - Томск 21/02/2007

Председатель садоводческого товарищества "Кедр" Иван Иванович Самойлов обратился с просьбой вмешаться незамедлительно. В Половинке, под боком у огородников, Тимирязевский лесхоз развернул вырубку леса. Ситуация усугубляется тем, что заготовка древесины ведется в водоохранной зоне реки Оби, где, по идее, должен действовать особый режим природопользования. Аналогичное заявление И.И. Самойлов направил в областную прокуратуру и природоохранные органы.

Решили разобраться по-свойски

На удивление, реакция на жалобу последовала незамедлительно. В Половинку для выяснения обстоятельств оперативно выехала комиссия, в которую вошли представители Тимирязевского лесхоза, предприятия "Велес", ведущего по договору с лесниками заготовку древесины, правоохранительных органов, рыбинспекции и комитета по природным ресурсам. Прессу, как часто бывает в таких случаях, не пригласили - очевидно, решили разобраться по-свойски. Что в принципе сказалось на результатах проверки. В ходе ее было установлено, что рубки ухода в лесном массиве ведутся согласно материалам лесоустройства, и каких-то нарушений в технической документации на проведение работ обнаружено не было. По словам инспектора Людмилы Вонявкиной, проверяющими выявлены лишь недостатки при отводе лесного участка, отсутствие клеймения на назначенных в рубку деревьях, в технологии лесопиления, а также при выборе погрузочной площадки, которая размещена впритык к проселочной дороге, по которой ездит техника и ходят люди.

Как видим, проверяющих волновала только техническая сторона дела, а не сам факт законности или незаконности проведения в береговой части Оби лесоустроительных работ. При этом совсем не учитывалось мнение и интересы "мичуринцев" из товарищества "Кедр". Но если садоводы оперируют только эмоциями, считая своим святым делом защитить "зеленого друга", который оберегает береговой склон, где расположены мичуринские участки, от талых вод и образования оврагов, то доводы других специалистов на этот счет звучат очень убедительно.

Кто посягает на нерестилища осетра?

- Казалось бы, это чисто лесной вопрос и рыба здесь ни при чем, - говорит представитель рыбнадзора Кирилл Гынгазов. - Однако на этом участке Оби - порядка ста километров - расположены основные обские нерестилища особо ценных видов рыбы: осетра, стерляди, нельмы, муксуна и сырка. В соответствии с Правилами рыболовства в Обском бассейне и Положения об охране рыбных запасов, на расстоянии километра от уреза воды запрещено всякое техническое воздействие на природную среду. В пятой статье Правил рыболовства четко говорится о том, что по берегам рек, их притокам и озерам, являющимся местами нереста осетровых и лососевых пород рыб, запрещается производить заготовку леса. Поэтому инспекция рыбоохраны крайне обеспокоена тем, что делается в Половинке. При и без того сильно подорванных запасах ценных пород рыб, любое изменение гидрологического режима и гидрохимического состава воды, к чему, несомненно, приведет массовая рубка леса, еще больше ухудшит условия и среду обитания рыбы, что станет одной из причин катастрофического снижения ее поголовья.

По словам Кирилла Гынгазова, лесное законодательство предписывает согласовывать проведение рубок ухода с органами рыбоохраны. Тем более в этом случае, когда они проводятся не просто в водоохранной зоне, а в местах, прилегающих к нерестилищам ценных пород рыб. Однако эти требования для лесоустроителей не указ. Создается впечатление, что лесники и рыбоохрана живут по законам параллельных миров, которые не пересекаются в реальной действительности. А раз так, то прописанные одними правила других не обязывают к их исполнению. Отсюда и нарушения. Площадка для складирования леса в Половинке, где рыбоохранным законодательством запрещено всякое техническое воздействие, расположена, например, всего в 150 метрах от кромки Оби, а сама рубка ухода ведется внутри километровой запретной зоны.

У каждого своя правда

У лесников на этот счет своя правда. Заместитель директора Тимирязевского лесхоза Алексей Касьянов считает, что ничего антизаконного не совершается - рубка ухода ведется в соответствии с действующим лесным законодательством. Отвод деляны произведен строго по нормативным документам лесоустроителей. Основная цель рубки - подготовить массив к оздоровлению: проложить волоки, чтобы затем "пинцетным способом" выбрать все больные деревья, обеспечив тем самым условия для активного прироста здоровых. Спору нет, за лесными угодьями ухаживать надо. Не следует сбрасывать со счетов и то, что рубки ухода для того же Тимирязевского лесхоза, который лишь на четверть своих потребностей финансируется за счет бюджетных денег, - это элементарная хозяйственная деятельность. Она позволяет предприятию за счет сбыта полученной в ходе рубок деловой древесины не только удерживаться на плаву, но и проводить лесовосстановительные работы. Как ни парадоксально, но на практике получается: чтобы посадить и вырастить добротное дерево, лесхоз должен спилить и продать два.

Чем разрешится этот конфликт интересов - садоводов, лесников и рыбоохраны? Директор ООО "Велес" Сергей Заворуев по своей инициативе (до выяснения всех обстоятельств дела) временно приостановил лесосечные работы на спорном участке. Теперь слово за областным департаментом по природным ресурсам, который должен детально разобраться во всех нестыковках лесного и рыбоохранного законодательства и принять необходимое решение. Не обязательно - "соломоново". Главное в этом случае - уберечь от насилия природу.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах