Примерное время чтения: 6 минут
100

Мирить - трудная работа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 26. Аргументы и факты - Томск 26/06/2013

Подходит к концу очередной переломный школьный год. Взбудоражившие общественность новые образовательные стандарты и предложение создать единый учебник истории, споры вокруг стимулирующих выплат и повышение зарплат учителям, очередные скандалы с ЕГЭ ...И именно под занавес учебного процесса томский уполномоченный по правам ребенка Людмила Эфтимович предложила создать при общеобразовательных учреждениях службы примирения, сообщив, что в 2012 году в школах возникало в три раза больше конфликтов по сравнению с 2011-м.

Нужны ли такие службы? Эту тему согласилась обсудить с нашей газетой Почетный работник общего и профессионального образования России, отличник народного просвещения Ирина Тоболкина.

"Комиссии нужны для родителей?"

- Ирина Николаевна, вы согласны, что такие службы нужны?

- Идея правильная, но реально выполнимая далеко не везде. В очень немногих школах есть психологи, повывели их, когда "оптимизировали" зарплатные ведомос

ти в кризисные годы. А без психолога такую комиссию примирения я не представляю (у нас психолог есть). Потому что разбираться в конфликтах, мирить - трудная работа.

Проблема еще в том, что когда вполне разрешимые конфликты возникают среди учеников, в них вдруг включаются родители и ведут себя неадекватно. Вспомните случай в начальном классе одной из школ, когда в нее явился папа обиженного сверстником ученика и избил обидчика. В другом случае отомстить взялась старшая сестра побитого одноклассником подростка. С помощью сотрудника полиции схватили парня, увезли за город, избили... Была еще история, когда старшеклас-

сник ударил родителя, пришедшего разбираться в конфликте.

- Судя по этим и другим конфликтам, в которых участвовали взрослые, комиссии примирения нужны в первую очередь для родителей.

- Да, в этих конфликтах нередко бывают ситуации, связанные с правовой неграмотностью некоторых родителей, которые школу воспринимают, как, извините, социальный сундук. "Вложили" в него ребенка и через одиннадцать лет взяли обратно. Не хотят знать, что в школе происходит, вникать в новые требования, уставы, законы. Культура (точнее, ее отсутствие) взаимоотношений со школой воспринимается из телефильмов и теленовостей на школьные темы, и это телевизионное лицо школы чаще всего негативное. Когда педагоги с такими родителями начинают разговаривать, у тех заранее предубеждение против школы. Особенно трудно с отцами, многие не идут в школу, когда их приглашают. Передоверяют мамам, либо не видят в двойках сына беды, говоря: "Я тоже плохо учился, а теперь пре-

успеваю в бизнесе".

Впрочем, и школа обросла бумагами, подтверждающими наше "право на...", или отсутствие такового. В принципе все жестко регламентировано: пользуйся законом - и ты будешь прав. Но всего не предусмотришь. Нынче, например, такая мода у родителей появилась: чуть мальчишки поссорятся, подерутся, родители тут же бегут в милицию с заявлением на родителей обидчика, чтобы взять с них деньги в суде за разбитый нос и моральный ущерб. Или говорят учителю: "Устройте нам встречу с теми родителями, мы с них "бабки" срубим". Вот и думаешь - их разбитый нос сына волнует или "бабки".

Понять причину

- Типичный конфликт: в классе есть неуправляемый ученик. Задирает девочек, срывает уроки, учитель ничего не может с ним сделать, родители подростка на все обращения не реагируют. Что будете делать?

- Первое, что требуют в этом случае другие родители, - уберите этого ребенка из класса. Это противозаконно. Надо серьезно разбираться. Ребенок просто невоспитан или воспитан во вседозволенности? Надо подключить психолога, вместе с классным руководителем, завучем по воспитательной работе беседовать с учеником, его родителями, понять причину гиперактивности, дерзости подростка. В крайнем случае у школы есть право направить его с родителями на консультацию у психиатра. Нельзя создавать условия для безобразий одного, травмируя других детей. Школа - это социальный институт взросления, всем детям должно быть комфортно.

Кроме двух-трех типичных конфликтов, которые были всегда, появились новые, на которые учитель не всегда знает, как реагировать. Приходит девочка, жалуется, что ее одноклассник фотографирует и грозится выложить фото в Интернет. Как быть? Эти ситуации даже молодой учитель в вузе не проходил...

На школу, на учителя, классного руководителя сегодня навалились пласты воспитательной работы параллельно с модернизацией программ, повышением компетентности, борьбой за стимулирующие выплаты и.т.д. И когда говорят, что он должен делать то, это, пятое и десятое, потому что получает 30 тысяч рублей, то надо понимать, что он за эти тысячи работает не 18 часов, а под пятьдесят.

Школа в целом еще далека от того, чтобы использовать опыт лучших педагогов, реально влиять на воспитание. Мы нашли свой путь - сотрудничаем с благотворительным фондом имени Алены Петровой, помогающим детям с онкологическими заболеваниями.

"Иногда надо просто пошутить"

- Если к сентябрю потребуют создать комиссию примирения, что будете делать?

- Сначала разработаю положение о ней. Для того чтобы разрешать школьные конфликты, - а они могут быть и бытовые, и творческие, и хозяйственные, и личностные, - трудно создать группу, равнозначную по компетентности во всем. Поэтому необходимо взаимодействие структур, которые уже есть в школе.

Например, у нас в лицее есть управляющий совет, в составе которого десять комиссий из представителей школы и родителей - медиков, инженеров, юристов, психологов, работников питания, торговли. От комиссии по оценке качества образования до комиссии по здоровью. Они способны разобраться в любом конфликте, в любой жалобе. Если надо, я подключаю кого-то из педагогов.

- Вспоминается необычный конфликт...

- Пришел подросток с жалобой на учительницу: "Она на меня смотрит...". "Хорошо, - говорю, - я велю ей надеть паранджу". Рассмеялся. И пошел. Иногда, чтобы погасить конфликт, достаточно просто пошутить.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах