aif.ru counter
53

Анатолий Лукьянец: "Мой прогноз - неутешительный"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 3. Аргументы и факты - Томск 17/01/2007

Что ждать от "коммунальщиков" в новом году? Сколько будут платить томичи за тепло, свет, горячую и холодную воду? Есть ли панацея от роста тарифов в перспективе? Об этом мы попросили рассказать председателя Томской региональной энергетической комиссии Анатолия Лукьянца.

По федеральным лекалам

- Анатолий Алексеевич, есть какие-то "тормоза", ограничивающие рост тарифов на коммунальные услуги, или это совершенно неуправляемый процесс?

- Для расчета тарифов государством устанавливаются предельные уровни не только по каждому региону, но и муниципальному образованию. Их параметры, как правило, задаются по вертикали - сверху вниз. В частности, Федеральной службой по тарифам для Томской области максимальный рост платежей по коммунальному хозяйству (водоснабжение, водоотведение, вывозка бытовых отходов) установлен в текущем году на уровне 115 процентов, по тепловой энергии - 116 , по электроэнергии для населения - 113 процентов.

Таким образом, рост оплаты за жилищно-коммунальные услуги не должен превышать 118 процентов. Мы строго придерживаемся этих рамок. В свою очередь Томская региональная энергетическая комиссия, используя федеральные лекала, установила предельные тарифы для муниципальных образований и поселений. Сейчас проводим проверки, как наши установки выполняются на местах.

- Если исходить из этих расчетов, то реально насколько больше придется платить томичам за свет, тепло и воду в текущем году?

- Темп роста тарифов на 2007 год для населения, на мой взгляд, достаточно умеренный. По многим параметрам он даже ниже предыдущих. По электроэнергии, например, по сравнению с прошлогодними 15 процентами, тариф вырастет на 10,4 процента. При этом сохранится прежний порядок расчета: население, проживающее в сельских населенных пунктах, а также в городских домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, станут платить по 89 копеек за киловатт электроэнергии, а те, у кого плит нет, - по 1,27 рубля.

Тариф по теплу для жителей Томска вырастет на 15,7 процента. Следует отметить, что функцию регулятора по водоснабжению и водоотведению в этом году впервые взяла на себя мэрия Томска. По подземной воде тариф поднимется на 14 процентов, а вот по речной, к сожалению, гораздо выше - на 45 процентов. За водоотведение томичам придется платить на 6,6 процента больше, чем в прошлом году.

Что касается сетевого газа, то рост тарифа здесь достаточно высокий - 15 процентов. И это, думается, не предел. При вступлении в ВТО стоимость газа будет последовательно приближаться к мировым ценам. Новый тариф по сжиженному газу будет пересматриваться во втором квартале 2007 года. Но уже сейчас ясно, что он сильно подрастет, поскольку с 1 января оптовая цена сжиженного газа поднялась с 2700 до 3500 рублей за тонну.

В каждой деревне свой РЭК?

- Реформирование энергетики еще не закончено, а это значит, что конца-краю росту тарифов не видно?

- Правительство, как известно, в прошлом году дало отмашку на дальнейшую либерализацию рынка. Поэтому начались резкие изменения как правовой, так и методической базы. Усложняются сами модели тарифообразования. В энергетике появилось много факторов, которых просто нельзя не учитывать. Стала реальностью конкуренция на розничном рынке электроэнергии. У нас в Томской области, например, за последнее время появилось два десятка так называемых гарантирующих поставщиков электроэнергии, которые должны обеспечивать электричеством население. Есть среди них и довольно крупные компании, обслуживающие нефтяную, газовую и химическую отрасли. В текущем году они начнут работать.

Но на этом фронте не все однозначно. Не хотел бы сгущать красок, но думаю, что в самой ближайшей перспективе подобная расстановка энергоснабжающих сил приведет к довольно интересным последствиям - появлению на энергетическом рынке разных тарифов (не факт, что ниже устанавливаемых РЭК) и к уменьшению надежности обеспечения потребителей электроэнергией.

Кроме того, в настоящее время стали создаваться новые органы регулирования тарифов в жилищно-коммунальном хозяйстве. В том числе на уровне поселений в рамках реализации 131 закона о местном самоуправлении. Поэтому, то, что имеем сейчас, - это всего лишь цветочки, плоды будем собирать позднее.

- На чем основаны ваши опасения?

- Мы отдали тарифообразование на откуп в деревню в расчете на то, что в каждой из них появится свой маленький РЭК. Но это же нонсенс! Рыночная экономика очень сложна. Ее регулирование требует соответствующей квалификации людей. Новые методики тарифообразования оперируют такими категориями, которые не каждому дано понять, тем более в сельской местности, где нет специально подготовленных кадров.

Не исключаю, что техническая и методическая безграмотность на местах со временем приведет к серьезным проблемам не только в тарифообразовании, надежности энергообеспечения поселений, но и к судебным искам со стороны энергоснабжающих организаций. В любом случае затягивать с этой ситуацией нельзя. Администрация области должна отреагировать на нее предельно экстренно: либо провести всеобуч во всех поселенческих управленческих структурах, либо повернуть вспять - снова делегировать полномочия по формированию тарифов в ЖКХ на уровень административных районов.

Неизбежность роста тарифов?

- Очевидно, это только одна из проблем. Кроме нее есть еще масса других факторов, влияющих на эффективность работы РЭК по тарифообразованию.

- Я бы назвал еще как минимум шесть, которые влияют на модели тарифообразования. Сейчас, например, во всех регионах идет подготовка к формированию бюджета на три года с прогнозом социально-экономического развития. Понятно, что на три года вперед приходится рассчитывать тарифы и Томской региональной энергетической комиссии. С чем мы при этих расчетах сталкиваемся?

Во-первых, становится больше гарантирующих поставщиков энергоресурсов, растет конкуренция между ними. С одной стороны, это вроде бы должно радовать, а с другой - удручает: с ростом количества снабженческих структур возникает проблема надежности предоставления ими услуг потребителям. Томск в этом смысле, на мой взгляд, движется к кризисной ситуации. Выход из нее видится в том, чтобы власть, в лице администрации области и муниципалитетов, установила жесткий контроль за работой энергосбытовых компаний, которые, прежде всего, обслуживают население и бюджетные организации. Кроме того, надо раз и навсегда решить проблему с перекрестным субсидированием населения.

- Но что в таком случае получат томичи взамен - тарифы на коммунальные услуги будут расти еще более быстрыми темпами?

- Мой прогноз на этот счет, действительно, не совсем утешительный. Думаю, что после 2008 года большинство сегодняшних проблем будут решены. Причем по традиционной для страны схеме - за счет населения. То есть тарифы на электроэнергетику для жителей области будут более высокими, чем для других потребителей. При этом проблема роста дефицита электроэнергии будет решаться за счет ввода новых энергомощностей и модернизации действующих. Однако те инвестиции, которые станут привлекаться на эти цели, должны быть окупаемыми. А это значит, что тарифы, через которые инвестору возвращаются деньги, будут повышаться. Замалчивать этот очевидный факт просто нечестно. Любое развитие требует ресурсов. И если в госказне денег на развитие энергетической и коммунальной отраслей нет, то платить будут сами потребители услуг.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно

Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах