Пожалуй, ничто нас так не достает, как коммунальные проблемы. Между тем в жилищно-коммунальном хозяйстве снова поменялись "правила игры". С 23 мая в России действуют новые правила предоставления коммунальных услуг, утвержденные постановлением правительства РФ N307 от 23 мая 2006 года. О том, какие права появились теперь у нас как потребителей, шла речь на очередной "прямой линии" в администрации Томской области. На вопросы томичей отвечала председатель комитета экономики и развития ЖКХ департамента модернизации и экономики ЖКХ Ольга Цветкова.
1. ЖЭУ не платит за подвал
- В подвале нашего дома (где больше половины квартир приватизированы) расположилось ЖЭУ и бесплатно занимает площади. Но ведь оно должно платить нам за аренду? Как потребовать эти деньги?
- Вы абсолютно правильно задаете вопрос, потому что подвал является общим имуществом дома. Поэтому первое, что вам нужно сделать, обратиться официально, письмом, в это ЖЭУ, и выяснить, на каком основании организация занимает помещение, есть ли договор с вами, собственниками об аренде. Попросите представить всю информацию об оплате аренды.
По жилищному кодексу вы имеете право назначить арендную плату, более того, организация, занимающая подвал, должна нести расходы за все потребляемые коммунальные ресурсы - за отопление, за водоснабжение, за электроэнергию. Арендная плата должна быть рассчитана, как минимум исходя из стоимости жилищных услуг на квадратный метр, которую платите вы, умноженную на квадратуру занимаемого подвала. Полученные деньги должны быть занесены на счет дома и расходоваться на его нужды, снижая размеры платежей самих жильцов.
Найдите единомышленников среди жильцов вашего дома, доведите дело до конца, поскольку все жилищное законодательство на вашей стороне.
2. Платила по ошибке
- 9 лет назад я приватизировала квартиру. И все эти годы по ошибке платила за найм жилья. Вернет ли ЖЭУ мне деньги?
- За 9 лет не вернет, потому что срок давности по взаимным расчетам составляет 3 года. Поэтому подготовьте заявление в ЖЭУ, в котором напишите, что просите произвести перерасчет за последние 3 года. В заявлении укажите номер свидетельства о собственности, дату его получения. Только обязательно запомните регистрационный номер вашего обращения, а лучше оставьте один экземпляр документа себе и сделайте на нем пометку с номером и датой обращения. Это может понадобиться при обращении в суд, если ЖЭУ откажется сделать перерасчет.
3. Как потребовать перерасчет?
- Как потребовать перерасчет за коммунальную услугу плохого качества или ее отсутствие?
- Порядок ваших действий в таких случаях прописан в постановлении правительства N307 от 23.05.2006 г. Прежде всего, вы должны обратиться в аварийно-диспетчерскую службу вашей обслуживающей организации и оставить заявку (устную или письменную). Сотрудник диспетчерской обязан зарегистрировать заявку и сообщить ее номер. Затем к вам должен прийти представитель обслуживающей организации и составить акт о непредоставлении коммунальных услуг или их ненадлежащем качестве. Акт подписывается вами и представителем управляющей компании. С момента составления акта вы вправе требовать перерасчет и снижения размера платы за некачественную услугу.
4. Если вас не было дома
- Должно ли ЖЭУ сделать перерасчет, если моя дочь уезжала из города по путевке на 16 дней?
- При временном отсутствии (более 5 дней) потребителя ЖЭУ должно сделать перерасчет по тем услугам, которые оказываются по нормативам. Это горячая и холодная вода, водоотведение (кроме тех случаев, когда в квартире есть индивидуальные приборы учета), вывоз мусора, пользование лифтом. Вы должны написать заявление в ЖЭУ с просьбой сделать перерасчет на основании документов, подтверждающих отсутствие человека: проездных билетов, счетов за проживание в гостинице, путевок и т.д. Эти деньги не вернут вам на руки, их засчитают в счет будущих платежей.
5. Заявка заявке - рознь
- Каков срок выполнения заявки, переданной в жилищную организацию?
- Все зависит от того, какая у вас заявка. Если прорвало трубу и заливает соседей, то заявка должна быть исполнена немедленно. Если, например, нужно заменить стекло в подъезде - то в течение 10 дней после обращения. А если нужно отремонтировать кровлю или систему отопления, и это невозможно сделать быстро, то жилищники должны включить эту заявку в план ремонта, допустим, на лето. Но рассмотреть подобное обращение и сообщить результат вам все равно должны в течение 10 дней. В любом случае, в ЖЭУ должны заявку зарегистрировать, сказать вам ее номер и согласовать с вами время, если для устранения неполадок им нужно попасть к вам в квартиру.
6. Кто заделает дыру?
- В моей квартире недавно поменяли трубы, и разбили все стены. В ванной - дыра в соседнюю квартиру. Должны ли работники ЖЭУ, проводившие ремонт, заделать эти дыры?
- Напишите заявление в ЖЭУ с просьбой довести работу до конца и устранить все неполадки. В течение 10 дней вы должны получить либо положительный ответ на свою просьбу, либо мотивированный отказ. Хотя, конечно, они обязаны заделать все дыры. В случае отказа можете обратиться в суд.