Оказывается, чтобы получить наследство в нашем бюрократическом государстве, нужно потратить 10 лет. И еще не факт, что добьешься своего. Тому пример - история нашей читательницы Лилии Гегер.
- Я являюсь наследницей вклада, завещанного мне теткой, умершей в 1995 году, - рассказала Лилия Михайловна, обратившись в редакцию. - Но до сих пор не могу получить компенсацию по вкладу. Потому как в свидетельстве о смерти, выданном 10 лет назад, не указано гражданство тети. А без подтверждения российского гражданства "Сбербанк" отказывается выдать деньги. Я писала в Миграционную службу Пятигорска (где жила моя родственница), но оттуда пришел туманный ответ. Попробуйте в нем разобраться: "... в случае возникновения сомнений в подлинности предоставленных сведений о наличии соответствующих обстоятельств, необходимых для решения вопросов гражданства, проверка осуществляется по личному заявлению лица, у которого необходимо подтвердить наличие этих обстоятельств, либо по инициативе полномочного органа или иного государственного лица". В общем, ответ чиновников я поняла так: сведения о гражданстве - конфиденциальные, и не даются частным лицам, только государственным органам. Попросила банк сделать запрос (может, хоть им предоставят информацию?), но там отказались. Круг замкнулся.
Мы обратились за комментариями в Томское отделение "Сбербанка России". Начальник отдела вкладов Лариса Шитикова сказала следующее:
- Выдавая компенсации по вкладам, мы руководствуемся постановлением правительства N192 от 6. 04.2006 года. В нем сказано, что компенсации выплачиваются только наследникам граждан России. Гражданство подтверждается лишь справками из паспортно-визовой службы (новое название - управление миграционной службы России. - Авт.). Когда мы разбирали дело Лилии Михайловны, то выяснили: ей нужно было к отправленному в Пятигорск заявлению приложить документы, подтверждающие, что она наследница своей тети. Чего клиентка не сделала, поэтому ей отказали в сведениях. Поэтому придется снова отправлять запрос с копией завещания. Банк не может выполнить это вместо нее, так как он - постороннее лицо.
Сочувствуя нашей читательнице, Лариса Викторовна тем не менее сказала, что пойти в обход закона и выдать деньги "под честное слово" банк пойти не может.
Мы передали Лилии Гегер ответ отдела вкладов. Разочарованно выслушав его, читательница сказала:
- Не буду больше никуда писать... Не уверена, что получу из Пятигорска положительный ответ. Я и так уже потратила на почтовые расходы больше, чем размер компенсации.