Примерное время чтения: 8 минут
306

Владимир Уткин: "Главное - не учить законы, а понимать их"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 29. Аргументы и факты - Томск 19/07/2006

"Много званых, да мало избранных" - эту поговорку всегда вспоминает директор Юридического института ТГУ Владимир Уткин в ответ на утверждение, что в Томске, да и во всей России сегодня слишком много юристов.

Зашел студентом, вышел доктором наук

- Владимир Александрович, в 1898 году юридический факультет стал первым за Уралом местом, где готовили юристов, а в 1994 году первый из факультетов ТГУ получил статус института. Не возникала мысль пойти дальше и выделиться в самостоятельную структуру? Тем более что тогда вузы юридического профиля стали появляться, как грибы после дождя...

- Я в то время еще не был директором, но и тогда не поддерживал таких экстремистских настроений. Главное, что дал нам статус института, - это возможность разнообразить формы обучения. Помимо дневного отделения, появилось заочное, а затем возможность заочно получить второе высшее образование по ускоренной программе. Но главной нашей находкой и "изюминкой" стало открытие вечернего отделения. Оно появилось пять лет назад, и сегодня пользуется большим спросом, потому что весьма удачно сочетает достоинства дневного обучения и возможности для работы: дает студенту больше самостоятельности, но более интенсивное образование по сравнению с заочным.

Вообще сегодня студент, переступая порог института, может выйти отсюда доктором наук. Потому что в институте есть абсолютно все формы обучения: бакалавриат, магистратура по трем направлениям - первая среди юридических вузов Сибири, аспирантура на 60 мест и, наконец, докторантура. Кстати, я сам пришел сюда в 1973 году студентом и до сих пор работаю в институте, здесь стал профессором и затем директором.

- Юридический институт ТГУ знаменит еще и тем, что здесь один из самых больших конкурсов...

- Я считаю, даже самый большой, поскольку у нас больше бюджетных мест по сравнению с другими престижными факультетами ТГУ.

- Не боитесь, что в конечном итоге это может отпугнуть абитуриента?

- Сегодня утром мне звонил один из родителей, интересовался, как мы готовимся к демографической "яме". Так вот нас эти проблемы вообще не касаются! Конкурс в Юридический институт стабилен - 5-6 человек на место. В том числе и на заочное отделение, хотя многие думают, что оно исключительно платное: и на заочном, и на вечернем отделении есть бюджетные места. Вообще мы гордимся тем, что в ситуации, когда все вузы находятся под угрозой сокращения бюджета, мы не только не сократили, но еще и увеличили в прошлом году количество бюджетных мест - пять дали на вечернее отделение, и десять - в магистратуру. Немногие факультеты смогут этим похвастаться.

"Абсолютно не боюсь конкуренции!"

- В начале июня один из ваших выпускников защищал дипломную работу на иностранном языке, да еще и в интерактивном режиме, в присутствии зарубежной комиссии. Значит, и языковая подготовка в институте на высшем уровне? Другие вузы об этом говорят постоянно, а вы что-то скромничаете...

- Да нет, никакой специальной языковой подготовкой мы не занимаемся, разве что открыли лингвистический класс. Но если я вижу, что у человека есть способности к языку - я буквально силой выталкиваю его за границу! У нас нет ни одной кафедры, на которой специалисты, знающие язык, не съездили бы за рубеж поучиться или поработать - за последние пять лет около сорока человек побывало на стажировках. А Юра Андрейченко, еще будучи студентом, побывал в Германии, заполучил там себе второго руководителя, а сейчас защитил диплом по сравнительному законодательству о банкротстве в Германии и России. Сравнительная юриспруденция - сегодня очень актуальное направление, мы, например, вместе с канадцами работаем над совместным проектом по правовым основам охраны природы, есть у нас партнеры в Германии и Голландии. Возможно, в следующем году мы откроем магистратуру по этим направлениям. А нынче появится магистратура по европейскому и международному праву. Это уже реально даст возможность нашим выпускникам трудоустраиваться за рубежом.

- А легко ли вашим выпускникам найти работу? Особенно учитывая то, что сегодня специалистов с дипломом юриста явный переизбыток.

- Вот именно - тех, кто имеет диплом, много, а настоящих специалистов не очень. Я в этом плане абсолютно не боюсь конкуренции: практика показывает, что доучиваться-то все бегут сюда, тем более что многоуровневая система образования позволяет окончить бакалавриат в одном вузе, а магистратуру - в другом. А что касается трудоустройства, то мы еще с советских времен сохранили комиссию по распределению. Конечно, сегодня о принудительном распределении речь не идет, но предложений от работодателей очень много. В прошлом году, например, в комиссии сидели представители прокуратуры, УВД, таможни, наркоконтроля, даже замгубернатора Юрий Сухоплюев подбирал кадры для органов управления. Причем интересно, что свои кандидатуры на рассмотрение комиссии представили только около ста выпускников из 250 - остальные уже нашли работу за время учебы. Восемьдесят человек мы трудоустроили. Причем места еще остались: некоторых просто не удовлетворили условия. Я думаю, то, что к нам десятилетиями приходят за выпускниками, говорит о качестве образования в Юридическом институте!

Дьявол кроется в деталях

- А легко ли сегодня учить юристов? Законодательство в России меняется постоянно, и не всегда в лучшую сторону...

- Я на днях вернулся из Совета Федерации - там как раз обсуждалось, что в России абсолютно нет стратегии развития законодательства. В Госдуме представлены разные слои, и каждая выполняет свою лоббистскую функцию. Поэтому многие законы оказываются сырыми и к тому же не обеспечены финансами, нормативной базой, кадрами, ресурсами. Мне сегодня на лекции задавали вопрос относительно одного такого нового закона, и я честно ответил: не знаю. Не знаю, чем руководствовался законодатель, когда это написал! Цель-то у всех законов благая, но дьявол кроется в деталях, и вот именно внимания к деталям сегодняшнему законодателю не хватает.

- А студентам, тем не менее, приходится эти законы учить...

- В том-то и дело, что наша задача - вооружить студента не знанием закона, ведь закон может измениться. Студент должен овладеть логикой, духом, методологией, понимать, почему появились те или иные нормативные документы. Этим мы и отличаемся от других учебных заведений, где готовят юристов, - мы требуем не запомнить закон, а истолковать, понять его! Поэтому наши выпускники полностью готовы и к работе по написанию новых законов, тем более что институт постоянно принимает участие в разработке законопроектов.

- Я знаю, что студенты еще и имеют возможность оказывать практическую помощь людям, не выходя из учебной аудитории, - ваша юридическая клиника очень известна в городе.

- Да, юридическая клиника работает уже семь лет, мы выделили для нее отдельное помещение, где студенты под руководством преподавателей оказывают бесплатную юридическую помощь гражданам. Мы обязательно делаем им запись в дипломе и даем отдельный сертификат: сегодня для выпускника очень важно иметь опыт по оказанию практической помощи населению. Одно время наши студенты работали и в местах лишения свободы, выезжали в районы. А недавно мы сделали в институте прекрасный учебный зал судебных заседаний. Так что теперь студенты могут обучаться в условиях, максимально приближенным к реальным: проводить заседания, а потом анализировать их в записи.

Остальное - наша забота

- Владимир Александрович, а целенаправленно ли к вам приходят студенты? Многие ли с первого курса нацелены на карьеру, знают, чем будут заниматься в жизни?

- Студенты, конечно, сегодня стали более серьезными, хотя на первом курсе не более трети знают, кем они будут после окончания вуза. Мотивация появляется примерно на третьем году обучения. Но тем не менее многие сегодняшние студенты более ориентированы на карьеру, у них нет проблем с иностранным языком. Думаю, что еще пять лет назад я не смог бы реализовывать в институте те масштабные международные проекты, над которыми мы работаем сейчас.

- А какими качествами, по-вашему, должен обладать тот, кто хочет учиться на юриста?

- Ответственностью, порядочностью и желанием учиться. И все. Остальное - наша забота.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах