У многих томичей, намаявшихся с кипятильниками и чайниками, которые на целый месяц заменили им "Томскэнерго", лопнуло терпение. Они возмущенно звонят в жилищные конторы с вопросом: "Когда подадут горячую воду?". Но в ответ раздается: "Ждите". Редакция "АиФ-Томск" решила провести собственное журналистское расследование, чтобы выяснить, почему в квартирах горожан нет обещанной горячей воды.
Ни помыться, ни простирнуть
- У нас горячую воду отключили в двадцатых числах мая, - говорит жительница дома 1 "в" по улице Некрасова Татьяна Мальцева. - Обещали дать 8 июня. Уже начался июль, а воды нет. Несколько раз звонили в ЖЭУ-16, но вразумительного ответа от жилищной конторы так и не получили. Говорят: ждите. А сколько еще ждать, ведь в разгаре лето. Всякому терпению приходит конец. У меня, например, в гости приехала сестра с двумя маленькими детьми. На улице жарища, но нет возможности помыть ребятишек и простирнуть их рубашки со штанишками. Звонили в инстанции, что выше, но там со всеми вопросами насчет горячей воды отсылают обратно в ЖЭУ-16. Получается как бы замкнутый круг. И вообще, складывается впечатление, что никаких работ в нашем доме к приему горячей воды сантехники так еще и не проводили.
Примерно такая же ситуация и в двух соседних деревянных восьмиквартирниках, а вот в других кирпичных пятиэтажках по улице Некрасова внутренние системы опрессованы и готовы к подключению горячего водоснабжения. Начальник ЖЭУ-16 Зоя Вылцан перелистывает дежурный журнал и говорит, что телефонограммы на подключение деревянных домов 1"а", 1 "б" и 1 "в" по улице Некрасова не поступало. Впрочем, если бы даже такое разрешение и пришло, сделать это было весьма проблематично. Все дело в том, что у ремонтников, устранявших неисправность на магистрали на противоположной стороне улицы Сибирской, руки до отводка сети на Некрасова так и не дошли. Кого в этом случае винить? ЖЭУ-16, которое, по всей видимости, доживет только до нового года, а затем передаст остатки своего жилищного фонда в управляющую компанию "Центральная" и прекратит свое существование? Безусловно, когда сидишь на "чемоданах", а часть людей уже перешла на новое место работы, возникают определенные трудности. Однако это вряд ли может служить оправданием того, что люди второй месяц не могут пользоваться горячей водой.
На фоне "победных" сводок жилищных контор и управляющих компаний о ходе подготовки жилья к приему горячего водоснабжения как в порядке вещей попадаются случаи, когда жители отдельных домов вынуждены жить без воды. Вместо того чтобы нести обоюдную ответственность, возникает очень опасная тенденция, когда "Иван" начинает кивать на "Петра". Как, например, в случае с домом по Крылова, 17.
- Наша основная задача подготовить внутреннюю систему домов, опрессовать ее и подать заявку в "Томские коммунальные системы" на подключение горячей воды, - говорит специалист-теплотехник управляющей компании "Жилище" Сергей Лавренов. - По тем магистралям "Томскэнерго", что вышли из ремонта, техническая готовность жилого фонда практически 100 процентов. На конец июня в 66 домах из 220 имелось горячее водоснабжение. Что касается дома по Крылова, 17, то он опрессован и готов к приему ГВС, но горячая вода не подключена из-за порыва на подводящей тепломагистрали. Эта сеть осталась без хозяина и неизвестно кто будет ее восстанавливать. Думаю, Центру муниципального заказа мэрии необходимо, не откладывая дело в долгий ящик, определиться с неисправной тепломагистралью и найти подрядную организацию, которая произведет ее ремонт.
"Песня" затянется до самых заморозков?
Не трудно догадаться, что эта "песня" растянется на неопределенный срок, в течение которого люди вынуждены будут маяться без горячей воды. Жильцам домов по Кольцевому проезду, 21, и по улице Смирнова, 50/1, очевидно, придется куковать без горячей воды до самых заморозков. В первом случае, ООО "Ремжилсервис" решило не подавать ГВС под предлогом того, что его подача в одиночно "зависший" на тысячеметровой теплотрассе дом будет не по карману жильцам из-за высокой стоимости. Нам трудно сказать, было ли это решение согласовано с людьми или оно останется на совести жилищников. Что касается дома на Смирнова, 50/1, то его внутренняя система устроена таким образом, что горячая вода сможет зажурчать в кранах только с началом отопительного сезона. Странно, что в первом и во втором случаях ни в чем не повинные люди попали в плен обстоятельств, до которых жилищникам нет дела.
Три "кита" коммуналки
В коммунальном хозяйстве, как правило, все начинается с постановления мэра. В нашем конкретном случае - об окончании отопительного сезона. Сразу после этого по графику происходит злополучное отключение горячей воды на строго определенный срок. Впрочем, и после его истечения вода может так и не зажурчать в кране. Это в конечном счете зависит от расторопности трех "китов" - работников "Томскэнерго", "Томских коммунальных систем" и жилищных организаций, которые, действуя в четком соответствии уже со своими графиками, должны провести ревизию и ремонт оборудования, а также опрессовку вверенных им магистралей, сетей и подготовку жилищного фонда.
Насколько синхронно и слаженно сработают эти три "кита", а также другие юридические лица, участвующие в процессе получения горячей воды, зависит исход дела. Но уместно напомнить, что "Томские коммунальные системы", на которые почему-то у населения принято вешать всех собак, за капитальный ремонт сетей и оборудования не отвечают. Этим делом занимается собственник имущества - администрация города Томска. Как удалось выяснить в ходе расследования, в мэрии есть два заказчика. За тепло и электрику отвечает Центр муниципального заказа, а за воду - департамент жилищного и коммунального хозяйства. Именно эти две структуры формируют программу ремонтных работ, которые затем выполняют предприятия и организации, выигравшие конкурс на их проведение. Казалось бы, все ясно и понятно. Но... - Вся процедура, связанная с подключением воды, прописана в соответствующем положении мэрии, - говорит главный инженер "Томских коммунальных систем" Константин Потарский. - В акт готовности входят четыре важных момента. Во-первых, должна быть полная техническая готовность. Во-вторых, иметься в наличии договор с энергоснабжающей организацией. В-третьих, отсутствовать долги по оплате горячей воды. В-четвертых, должна быть обязательная 70-процентная загрузка сети. Когда все эти четыре момента присутствуют, тогда ТКС подает заявку в "Томскэнерго", после чего жилищные организации получают "добро" на поадресное подключение домов к горячей воде. В этой схеме нет ничего сложного, однако от работников жилищных организаций требуется строгое соблюдение производственной и технологической дисциплины, чтобы подача горячей воды в жилищный фонд прошла без эксцессов и осложнений для жильцов.
Ударить договором по коммунальному бездорожью
Что реально имеют томичи на этом "фронте"? По словам Константина Потарского, на сегодняшний день вышли из ремонта одиннадцать участков магистралей, на территории которых находится 514 домов. "Томские коммунальные системы" подали заявку в "Томскэнерго" на подачу горячей воды в 406 домов, поскольку в 108 домах еще продолжаются ремонтные работы, устраняются порывы на сетях, оставшихся без хозяина. Однако реально в первой декаде июля "Томскэнерго" подало горячую воду только в 233 дома. Среди объективных причин, связанных с подключением ГВС, есть и чисто субъективные. По мнению главного инженера "Томских коммунальных систем", в ряде случаев вина в срыве сроков подачи воды ложится на плечи жилищных организаций, которые проявили халатность и откровенную неразворотливость в этих вопросах.
Выступая недавно перед депутатами Томской городской думы, президент "Российских коммунальных систем" Михаил Слободин подчеркнул, что компании удалось решить ряд острых проблем. В первую очередь урегулированы взаиморасчеты с "большой" энергетикой по оплате покупаемых энергоресурсов, а также реструктурирована на 7 лет задолженность ОАО "ТКС" по платежам за энергию, полностью погашена задолженность ОАО "Горэнерго" (котельная на Водяной) перед муниципальным образованием по займам, предоставленным мэрией. "Томскими коммунальными системами" подготовлена большая инвестиционная программа на общую сумму 135 миллионов рублей. Тем не менее вопросы еще есть. Основные из них: общий уровень тарифов, неадекватная система регулирования, проблема бесхозяйных сетей, высокие потери, отсутствие договорных отношений по всей цепочке (производитель - коммунальное предприятие - управляющая компания). Последнее обстоятельство, считает Михаил Слободин, отрицательно сказывается на подаче горячей воды в дома томичей. Хотя сети ТКС сегодня уже практически полностью готовы. И все-таки "Томские коммунальные системы" проявляют добрую волю. Несмотря на то, есть у них договоры с жилищными организациями или нет, они дают согласие на подключение горячего водоснабжения. Это, если хотите, - не снисхождение, а реальная забота ТКС о томичах.