"ИЖ-Планета-Спорт". Или просто "ПеС", как любовно и гордо называли его особо безбашенные представители поколения советских рокеров семидесятых. Первый и последний серийный отечественный стритфайтер, посеявший смятение в элитных рядах интеллигентных "явистов". Кто помнит о нем?
После ПСа все отечественное - не то!
Не секрет, что эра отечественной мототехники близится к закату. И импортными комплектующими, в том числе и китайскими, делу не поможешь. Но цены на японское мото б/у поражают воображение простых работяг. И их взор опять обращается назад, к ним родным, до боли знакомым, советским мотоциклам. Но таким ли уж всем знакомым?
- На "Спорта" я подсел давно, - вспоминает главный томский "заводчик ПСов" Андрей Згибнев. - И с тех пор не слезаю. Перелопатил их кучу. До этого ездил практически на всех отечественных двухтактниках. Но со "Спортом" они не сравнятся. Когда на него сел - адреналин собирал ложками. Мощный, легкий. Я, вообще, считаю, что "ПеС"- лучшее у нас, что было создано. Конечно, с сегодняшними "японцами" не сравнить. Но они мне, как и многим обычным парням, просто не по карману. К тому же не надо забывать, что появился аппарат более тридцати лет назад. А для того времени это была настоящая машина. Хотя тогда, как и сейчас, среди общей массы мотоциклистов известен он мало. Вероятно, потому что выпущено "ПСов" было не так много. Да и стоили они практически как "Ява", авторитет которой у нас был непререкаем.
32 "кобылы" на сто сорок килограммов - это круто!
Упоминая "японцев", Андрей загадочно улыбается. Ведь недолгая, по нашим меркам, почти десятилетняя история существования "Спорта", напрямую связана с ними. Сколько было разговоров о том, что ИЖмаш просто скопировал "Ямаху". И неспроста. Ведь, вопреки всему ижевскому мотоциклетному ряду, основанному на безбожной унификации, этот мотоцикл отличался от привычных безликих "Ижей" практически всем. От внешнего вида, до технических решений и характеристик. Максималка - реальные 140, небывалая "дурь" в 32 "кобылы", раздельная система смазки. Чистый одиночка. Ничего подобного в серийной отечественной мотоциклетной практике в 1974 году, в год создания "Спорта" не было. Козлили на нем от души. Да и бились, признаться, - тоже. Рискну предположить, что появление этого байка в СССР можно сравнить с фурором, который произвела на мировую мотообщественность несколькими годам ранее знаменитая Хонда СВ-750. Оба - "штучки" для гурманов. Оба принесли с собой время динамичных "двухколесных игрушек".
"Японец" или "россиянин"?
Масло в огонь подливали и настоящие японские комплектующие, которыми комплектовались первые "Спорты". Один только легендарный карбюратор "Микуни", исправлявший врожденное нежелание заводиться, боготворимый "ПСоводами", прибавлял "Спорту" 4 лошадиные силы. И это во времена железного занавеса, когда о "японцах" у нас еще слыхом не слыхивали. Как попали японские "цацки" на отечественный серийный байк? Разве не появятся тут легенды? Правда, вскоре японские примочки уступили место отечественным, что сильно подорвало славу "Спорта", и все равно равных по динамике на дороге ему не было.
Но времена меняются. Давно ушел в прошлое 1984 год, когда этот достаточно дорогой и редкий мотоцикл по неведомым причинам был снят с производства. Но память у настоящих ценителей о нем осталась. И не только память. Попадаются еще на дорогах отдельные экземпляры, как правило, сильно замученные. Впрочем, такое положение дел не устраивает Згибнева.
Пусть буржуины сглотнут слюну!
-Я познакомился практически со всеми владельцами более-менее живых "Спортов" в городе, - рассказывает он. - К сожалению, их не так много, и мы решили организовать что-то вроде клуба любителей этого аппарата. Будем "подымать" "старичков". Помните, раньше были "клубы любителей "Явы". Так почему не может быть "клуба любителей "Спортов"? Когда мы вместе - мы сила! Соберемся и "дадим коксу" по городу, пусть зажравшиеся буржуины знают, что народная любовь не измеряется бабками".
К Андрею часто подходят на улицах пацаны. "Дяденька - а это что - "Ява"?" - спрашивают они, тыкая в яйцеобразный бак его мотоцикла. В ответ он лишь ухмыляется - нынешним пацанам, воспитанным на "Харлеях", "Ямахах", "БМВ" и прочих "Хондах", не понять, как тащились их отцы в семидесятые, легко, лишь одной правой кистью руки подымая своих "Спортов" на попа. Те времена ушли безвозвратно? Или - нет?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть