Десять лет назад в томских университетах начали создавать офисы коммерциализации, из которых позже выросли студенческие бизнес-инкубаторы. О том, чего они добились, какие крупные проекты реализуют, рассказали журналистам исполняющий обязанности заместителя губернатора Томской области по научно-технической и инновационной политике и образованию Алексей Пушкаренко и руководители студенческих бизнес-инкубаторов Наталья Кичко (ТГУ), Геннадий Мамонтов (ТГАСУ), Антон Титков (ТУСУР), Александр Казаков (ТПУ).
Инновационный лифт действует
- У нас сегодня пять студенческих бизнес-инкубаторов, - сказал Алексей Пушкаренко, - но на самом деле их структура чрезвычайно развита и сложна, а различные названия отражают специфику университетов.
В 2004 году в ТУСУРе появился первый в России межвузовский студенческий инкубатор, а сегодня в университетах создана разветвленная система коммерциализации научных разработок. В 2006 году появился инкубатор в ТГУ, в 2008-м - в Северской технологической академии и ТГАСУ, в 2011-м - вторая очередь бизнес-инкубатора в строительном университете и в в 2009-м - в ТПУ.
Все они активно работают. Только в прошлом году в них проводилось 15 конкурсов, отбор проектов шел по 2-3 раза в год - так много претендентов. 42 проекта, уже размещенных в инкубаторах, участвовали в различных конкурсах и 25 стали победителями. В том числе 6 проектов стали участниками и резидентами Сколково.
Сейчас начали говорить, что в России создается инновационный лифт. В Томской области он уже действует давно. Мы сильны именно тем, что инновационные идеи рождаются в вузах, затем они трансформируется в офисы коммерциализации, бизнес-инкубаторы, инновационно-технологические центры и центры трансферо-технологий, консалтинговые компании, которые обслуживают инновационный бизнес. А на вершине этого процесса - Томская особая экономическая зона.
Среди ее 57 резидентов 25 - те, кто в свое время был создан по программе Фонда содействия малых форм предпринимательства в научно-технической сфер (фонд Бортника). Всего в Томской области предприятий, созданных при поддержке фонда Бортника, - 137. Движение студенческих инкубаторов поддерживают областной бюджет, фонд Бортника, Российская венчурная компания и другие авторитетные организации.
- В прошлом году, - продолжал Пушкаренко, - бизнес-инкубаторы реализовали 59 проектов, а последние три года - 260. Так что когда говорят, что, в России инновационных проектов нет, это неправда. Они есть, но с ними надо работать. Проблема заключается в том, что нет такой инфраструктуры, которая взяла бы завершенную научно-техническую разработку и попыталось её превратить в коммерческий продукт.
Как сегодня модно говорить, "упаковка" одного проекта занимает не один год, а достойных проектов много. В 2011 году на базе томских студенческих инкубаторов было создано 12 малых предприятий, "упакованных" до хорошего бизнеса.
Как наши деньги "отзовутся"?
Областной бюджет, различные российские фонды оказывают материальную поддержку молодежным проектам, студенческим бизнес-инкубаторам. Насколько она эффективна, чем отзывается - об этом тоже шла речь на пресс-конференции и вот что выяснилось.
Например, в бизнес-инку-
баторе ТУСУРа компании и проекты, которые там размещены, выпустили в 2011 году инновационного продукта на сумму 50 млн рублей. А те компании, которые за восемь лет вышли из стен инкубаторов университета, произвели продукции на сумму 250 миллионов рублей.
Что касается областного бюджета, то его затраты составляют небольшие деньги, по сути, лишь на некоторые оргмероприятия. Все остальное в инкубаторах зарабатывают сами. В прошлом году объем финансирования студенческих бизнес-инкубаторов составил 25 миллионов рублей, из них областные деньги - 2,78 миллиона. Остальные получены либо по федеральным грантам, либо это собственный заработок (он составил 11 миллионов рублей). То есть соотношение вложенных и заработанных средств - один к десяти.
- Есть несколько критериев оценки эффективности работы бизнес-инкубаторов в Томске, - подытожил Алексей Пушкаренко, - которые взяты из опыта работы инкубаторов в университетах Западной Европы. Например, количество поступивших на рассмотрение проектов и идей за год в один бизнес-инкубатор в Европе 35-40, в Томских бизнес-инкубаторах 25-27. То есть в целом по критериям эффективности работы мы на 80 процентов соответствуем Европе.
Но те наши студенческие бизнес-инкубаторы, которые работают на реальном рынке, испытывают сегодня проблемы. В первую очередь это отсутствие рынка для инновационного продукта. Поэтому его стараются вывести за пределы России. Только 2% российского рынка интересуются новыми разработками.
Было бы правильно на федеральном уровне принять решение, чтобы хотя бы пять-десять процентов госзаказа были отданы инновационной продукции. Она дороже традиционной и потому проигрывает ей в цене при организации конкурсов, очень сложно продвинуть ее на российский рынок.
"Мы, безусловно, влияем на процесс"
Руководители студенческих бизнес-инкубаторов рассказали о своих коллективах. Антон Титков сообщил, что через тусуровский инкубатор "Дружба" за семь лет прошло более 100 проектов, создано более 30 кампаний. "У нас девяносто рабочих мест, работаем со всеми российскими институтами развития, - рассказал Антон. - Объем средств, привлеченных извне области, - порядка трех миллионов долларов. Ежегодно создается 4-5 новых компаний, появились несколько серийных предприятий, то есть они не только свой проект создают, но создают сопутствующие проекты и хорошо зарабатывают.
Например, у двоих моих коллег из инкубатора совокупный объем бизнеса около миллиона долларов. Есть успешные программные продукты, аудитория которых около 80 миллионов человек!
В бизнес-инкубаторе ТГУ появляется до 26 инновационных проектов в год, создается 2-3 компании, это, по мнению Натальи Кичко, нормальная мировая статистика. Успешно развиваются проекты, связанные с химическими технологиями и серия проектов, связанных с производством потребительских товаров (натуральные биоэнергетические напитки, натуральное мыло, семенной безвирусный картофель), объектов природопользования. Есть и социогуманитарные, биологические проекты, и молодежь настаивает, что их должно быть больше.
Свой взгляд на задачи студенческого бизнес-инкубатора Томского политехнического университета изложил его директор Александр Казаков. В вузе сочли, что надо начинать с учащихся лицея при университете - завлечь их в лаборатории, подключать к выполнению проектов, формируя систему сильных абитуриентов.
Затем, уже студентами системы элитного образования, имеющейся в вузе, подключать к научным руководителям, возглавляющим один из проектов. То есть молодому человеку предлагается в этом долгом процессе решить - будет он ученым, предпринимателем или только инженером. Сложнее других приходится бизнес-инкубатору ТГАСУ.
"У нас нет больших достижений в IТ-технологиях, - сказал - директор инкубатора Геннадий Мамонтов, - но мы им неплохо обучаем студентов. Реализовали проект по 3D-моделированию студентов. Есть уже реализованный хороший проект строительной установки, но его коммерциализировать сложно - на все стройки области требуется всего две таких установки. Основная наша задача - формировать инновационную среду в университете".
Отвечая на вопрос от "АиФ-Томск", сказывается ли участие студентов в бизнес-инкубаторах на их желании остаться после окончания в Томске, все директора ответили положительно. "Мы безусловно влияем на процесс, - сказал Титков, - через наши стены прошло более 800 выпускников, которые работают теперь в томских компаниях "Микран", "ЭлеСи" или "Элекард" и других.
- Каждый год наши вузы выпускают 15-17 тысяч специалистов, - ответил на наш вопрос Пушкаренко. - Всех Томск работой никогда не обеспечит, и миссия наша не в этом. Когда открывался Томский императорский университет, ставилась задача готовить кадры для всей территории за Уралом. Задача, которую ставит сегодня областная власть, - оставлять в городе 2-3 тысячи самых лучших, самых умных. А для этого надо предоставить им интересные места работы, хорошие условия для жизни, то есть развивать в Томске инновационную среду.