Город, обделенный судьбой
Сейчас, когда Томск становится важным инновационным регионом не только Сибири, но и России, а потенциальные инвесторы, в том числе и иностранные, одним из существенных минусов считают оторванность города от важнейших магистралей, мы вновь безутешно вздыхаем: ну почему так несправедливо история обошлась со старинным губернским городом? Почему столицей Сибири суждено было стать Новосибирску, а не Томску? Как известно царским указом (подобно путинскому нынче в отношении прокладки газопровода мимо озера Байкал) железная дорога прошла через Новониколаевск, а не через Томск.Как могла бы измениться наша губерния, в том числе и сейчас, если бы не роковая валюнтаристская случайность? Эту темуисследует томский писатель Валерий Привалихин.
После того как головная магистраль Транссиба в 1893-1896 годах прошла мимо первого университетского в Сибири города Томска, и губернский центр довольствовался только 89-верстной веткой до ст. Тайга (ныне Кемеровской области), томские деловые круги не смирились с тем, что Томск остался в стороне от Магистрала. Они только и думали, как сделать свой город крупной железнодорожной станцией. Одним из итогов этих раздумий стал проект Томск-Енисейской железной дороги.
Начало начал
Исходным пунктом намечавшейся трассы была станция Томск - II. Оттуда рельсовый путь должен был пойти вдоль Иркутского тракта на северо-востоко-восток, вплоть до Енисейска - почти без отклонений, пролечь через такие крупные реки, как Чулым, Кеть, Кемь. Конечным пунктом дороги у Енисейска должна была стать горка Николаевка на западной стороне города как место, не затопляемое при наибольших разливах Енисея.
Удивительный проект! Путь будто по линеечке прочерчен. От Енисейска до Томска, где планировалось уложить рельсы и шпалы на насыпь, места заболоченные, урманные, со многими реками и речушками. Производившие летом 1913 года техническое обследование инженеры тем не менее написали: "Все протяжение линии от Томска до Енисейска должно составлять 482 версты (верста - 1, 066 км - В.П.), причем сооружение дороги... никаких технических трудностей нигде не встречает...".
Томское городское управление обратилось в Управление по сооружению железных дорог в Санкт-Петербург с ходатайством обследовать трассу в марте 1913 года. А уже в июле-сентябре были проведены первоначальные разработки.
Дорога бы оживила дикие места
Путь именно до Енисейска был выбран потому, что Енисейск - последний порт (или пристань), до которого из Ледовитого океана могут проходить суда глубокой осадки. Это и решило судьбу города, куда можно подвозить грузы для их дальнейшей отправки речным и морским путем. Вывозить лес, которого и в Западной, и в Восточной Сибири было в избытке, огромные излишки хлеба из южных районов Сибири (Канский, Минусинский, Мариинский уезды), продукты скотоводства.
Путь к Енисейску по кратчайшим направлениям, по замыслу авторов проекта, соединял бы Енисейск с Новониколаевском (ныне Новосибирск), как центром богатого Средне-Обского бассейна. Дорога оживила бы дикие места; для обслуживания путей, обработки грузов потребовалось бы много рабочих рук. Резко увеличилось бы количество жителей на протяжении всей трассы Томск-Енисейск.
Предусматривалось, что здесь к концу строительства дороги (1918 год) численность населения приблизится к двум-, тремстам тысячам людей за счет переселения из центральных губерний России. Огромная масса людей! Даже для начала третьего тысячелетия. Спланированы были переселенческие участки, как тогда выражались, места колонизации. Участки в районе сел Пышкино-Троицкое (Первомайское), Тутальское, Бирилюсское, Ворожейка, Яланская...
На богатства Сибири смотрели из-за рубежа
Примечательно, что дорога еще только проектировалась, а пытливая мысль русских инженеров-путейцев устремлялась все дальше. Железная дорога должна была перейти Енисей, вдоль правобережья Ангары двинуться в направлении р. Лены, на Бодайбо (Ленские прииски). Дальше - на Якутск, потом - на Чукотку, к Берингову проливу. По тоннелю под Беринговым проливом - на Аляску. К Аляске прийти не через какие-то громадные десятилетия планировалось - к середине 30-х годов уже! Кстати, ко времени рождения проекта Томск-
Енисейской ж.д. по заказу иркутских купцов уже была обследована на предмет строительства железной дороги трасса Иркутск - Бодайбо, Тулун - Бодайбо. На богатства Северной Сибири смотрели все пристальнее. И в Томске, и в Красноярске, и в Енисейске, и в Иркутске. И - из-за рубежа...
Не на необозримые десятилетия забегала вперед смелая инженерная мысль - строительство дороги Томск - Енисейск предполагалось завершить в 1918 году, начав в 1915-м. Помешали война, последовавшие за ней революция и Гражданская...
Тегульдету не суждено было стать городом
Работы по реализации проекта были едва начаты. В нескольких местах появились переселенцы. Рядом с волостным центром Туталы Чулымские в 1913 году началось строительство села Тегульдет, планировалось, к 1930 году Тегульдет станет городом, центром лесной и лесоперерабатывающей промышленности, центром большого переселенческого участка на 30 тысяч жителей. Быстро, в течение неполных двух лет, проложили в 1915 году от Транссиба до Тегульдета 156-верстный Сусловский (по названию большого села на Транссибе) тракт. Еще в 20 километрах от Тегульдета, на правом берегу Чулыма, поставили село Центрополигон. Названо оно так было оттого, что стояло как раз на полпути между Томском и Енисейском. В нем было возведено несколько двухэтажных домов, барак для приезжих, метеостанция, хирургическая больница, кирпичный завод, где в течение 1915-16 гг. изготовили несколько миллионов штук кирпича.
В конце 1916-го стройка в Центрополигоне прекратилась, люди разъехались. После революции и Гражданской войны стали одну за одной постройки разбирать, вывозить в перспективные поселки. О железнодорожной линии между Томском и Енисейском речи больше не велось.
Что бы дало строительство Томск-Енисейской дороги?
К 1930 году это должен быть прекрасно развитый экономически, густо заселенный край с мощно развитой инфраструктурой. Предполагалось, и был уже готов проект, рядом с Сусловским трактом построить 150-километровую железную дорогу от Мариинска нынешней Кемеровской области до р. Чулым, до Центрополигона. И - от Мариинска на юг ветвь в 80 км на юг, на р. Золотой Китат, в богатую золотом Мариинскую тайгу.
Поезда могли выходить на головную магистраль от города и порта Енисейска и через Томск, и через Мариинск. Пришлось бы обслуживать линию, обрабатывать дополнительные грузы, вывозимые из громадного Кеть-
Чулымского бассейна. Это автоматически подразумевало немедленную постройку второй колеи на дорогах Томск-Енисейск, Центрополигон - Мариинск (в продолжение от Мариинска должна была пройти ветка на юг, на Золотой Китат), увеличение числа подъездных путей, рост численности населения вдвое-втрое уже к концу 1920-х годов. В перспективе, в 1920-х уже годах прииски Енисейской и Мариинской тайги, Ленские были бы связаны между собой железной дорогой. Все это планировалось...
Новокузнецк перешел дорогу
Какова послереволюционная судьба проекта? В годы советской власти о существовании проекта не забыли. В 1930 году начали строить дорогу, как продолжение Томской ветки, до р. Чулыма, до г. Асина современной Томской области. Тогда на карте этого города не было, были села Феоктистово, Ксениевка, а на соседнем берегу - Пышкино-Троицкое (теперь с. Первомайское). В 1930-м же году трассу до Чулыма расчистили от леса, полотно отсыпали. Однако строительство Кузнецкого металлургического комбината забрало все средства, и дорогу строить прекратили.
Вернулись к дороге спустя шесть лет, тогда, когда она разрушилась. Нужно было на кого-то это списать. Списали на бывшего начальника Томской дороги: "мерзкий враг народа Ваньян всяческими мерами пытался затянуть строительство", - так писали в газете "Красное знамя" (г. Томск) 30 сентября 1937 года. Дорогу длиной в сто километров до Асина все-таки достроили в 1939 году. Но - не дальше, не 482 версты, как намечалось в проекте Томск-Енисейской ж.д. В Енисейск дорога все же пришла, точнее, пришла она в Лесосибирск, город в получасе езды по автотрассе от Енисейска.
А гигантская территория между Кетью и Чулымом, Причулымье в Мариинском, Зырянском и других районах Томской, Кемеровской областей и Красноярского края, где могли бы свободно разместиться несколько европейских государств, - пустует.
Такова судьба несостоявшейся дороги, которая, если бы была построена, наполнена переселенцами, освоена, играла бы важнейшую социально- экономическую роль в жизни огромного богатейшего природными ресурсами региона Сибири...