Один из немецких гостей во время саммита заставил особенно поволноваться томское руководство: министр внутренних дел Германии Вольфганг Шойбле передвигается в инвалидной коляске. Почему "особые" люди по-прежнему исключены из нормальной жизни? На этот вопрос в дни саммита пытались ответить и участники межрегиональной научной конференции "Особый" ребенок в современном обществе: семья, школа, вуз".
"В нашем обществе инвалидов нет!"
- О том, что ребенок-инвалид должен учиться в обычной школе и вузе, когда-то не могло быть и речи! - вспоминает Татьяна Сорочинская, директор томского филиала Московского государственного открытого педагогического университета имени М.А. Шолохова. - Еще в конце 90-х проблемы детей с ограниченными возможностями решались только внутри семьи и узкого педагогического сообщества. Да и специалистов-дефектологов в Томске можно было пересчитать по пальцам.
Ситуацию, в которой оказываются родители ребенка-инвалида, директор Томского филиала МГОПУ знает не понаслышке. Татьяна Владимировна вспоминает, что когда у нее самой родился такой ребенок, она просто не знала, к кому обратиться. С советских времен над "особыми" семьями "висела" программная установка социализма: "В нашем обществе инвалидов нет!". Дорогу пришлось прокладывать в одиночку: Татьяна Сорочинская отправилась учиться в Московский педуниверситет, где готовили дефектологов по разным направлениям, а затем решила открыть в Томске его филиал. И процесс пошел.
- Знаете, мне кажется, изменилось самосознание людей, в чьей семье воспитывается ребенок-инвалид, - говорит Татьяна Владимировна. - Появилось чувство собственного достоинства, родители стали говорить: а мы не хотим, чтобы ребенок учился в коррекционном учреждении, он должен ходить в школу со всеми детьми! Вот почему в 2001 году, когда мы впервые собрались поговорить об "особых" детях, то назвали конференцию "Вопросы социализации". Потом - "Вопросы интеграции", то есть полноценного включения инвалида в среду здоровых детей. Теперь мы открыто говорим о том, что эти дети должны быть вместе со сверстниками везде - начиная от детского сада и заканчивая вузом.
"Отмахиваться" нельзя никому
Это, в том числе, и заслуга коллектива томского филиала Московского педуниверситета. Сегодня из его стен выпущено более 400 специалистов-дефектологов. Но обучение студентов - это только одно из направлений работы университета. Здесь же открыт "Центр развития личности" - общественный фонд,где любой желающий может получить консультативную помощь. Работает "Клуб молодых мам" - там читают лекции по раннему развитию детей и предупреждению возможных нарушений - ведь очень многие отклонения не являются врожденными или не выявляются в первые месяцы жизни ребенка.
- Мы и на конференцию приглашаем родителей, - добавляет Татьяна Сорочинская, - потому что сознательно делаем установку на простоту изложения материала. Жаль, что пока не удается подключить к обсуждению воспитателей, школьных учителей и педиатров, ведь интеграция "особого" ребенка в коллектив - это сегодня общая задача, и "отмахиваться" от нее нельзя никому.
В томских школах уже есть прецеденты, когда в классе учится слабовидящий или слабослышащий ребенок. Однако такая стихийная интеграция не дает положительных результатов. Во-первых, должна соблюдаться пропорция - 2-3 ученика с отклонениями на 12 здоровых детей. Во-вторых, таким ученикам нужно постоянное психолого-педагогическое сопровождение. И в-третьих, к пребыванию "особых" детей в классе должны быть готовы все - и учителя, и родители всех школьников, и сами дети. Они должны понять, что одноклассники-инвалиды вовсе не ухудшат и не затормозят учебный процесс, потому что главная цель интеграции - не бучение "особого" ребенка наравне со здоровыми, а включение его в социальный процесс.
Они такие же, как мы
- Если бы мы привыкли с детства, что эти люди находятся рядом с нами, мы бы по-другому относились к ним, - убеждена Татьяна Владимировна. - А ведь ни мы, ни наши дети никогда не видели слепых или глухих, не знаем, как с ними общаться! Это касается даже наших студентов - многие из них на практику идут с напряжением, а возвращаясь, говорят: да ведь они такие же, как мы!
Миссию своего университета Татьяна Сорочинская видит именно в этом - сломить консервативные устои общества, заставить людей понять, что "особые" дети появляются не только в бедных и социально запущенных семьях - это может случиться с каждым из нас. Пусть не удается пока изменить несовершенные российские законы и сломить бюрократические препоны, но взрастить в людях любовь и понимание - задача вполне выполнимая.
- Для меня это смысл жизни. И может быть, - Татьяна Владимировна задумывается, - это вообще смысл жизни каждого человека. Помочь однажды "особому" человеку, вложить в него душу, полюбить, как самого себя, - это то, что сможет не каждый, но это самое основное.