Три года тому назад я побывал в некоторых томских учреждениях, где работал с 1957 по 94-й год. К великому огорчению, увидал, что там во многих научных, диагностических и лечебных подразделениях еще работают на тех же приборах, оборудовании, теми технологиями и материалами, что и во второй, а то и в первой половине прошлого века (часть микроскопов, лабораторного, рентгеновского, ультразвукового, даже реанимационного оборудования и др.). А это часто определяет возможности, качество и результаты исследований и лечения.
Есть основания полагать, что модернизировать до нужного уровня существующую материально-техническую базу только на бюджетные средства в обозримом будущем не удастся. Даже несмотря на приток нефтедолларов, грядущую научную реформу и предстоящее в 2006 г. повышение бюджета здравоохранения более чем на 60%.. А время и нездоровье людей, как и прогресс наук, не ждут.
В определенном числе случаев и в немалой степени здесь могут помочь внебюджетные источники финансирования. Нет, не пресловутые, прежние "внутренние резервы", которых как не было, так и нет, а частная и общественная благотворительность. Опыт дореволюционной России и многих стран теперь показывает, что это может оказаться весьма и весьма существенным. Тем более что сейчас и в России при бедности большей части населения есть немало весьма состоятельных людей, потенциально возможных спонсоров. Это касается и Томска. Поначалу я даже назвал несколько имен, но затем по тактическим соображениям убрал. Все благородные поступки ценнее, когда они идут от "души и сердца".
Наиболее ярким примером высокой эффективности и видов такой благотворительности является Израиль. Здесь в значительной степени на частные пожертвования не только оборудуют и модернизируют медицинские учреждения, но открывают университеты и строят учебные корпуса. Вот, например, на фасаде одного из таких университетов надпись "Университет благодарит тех, кто своими дарами и щедротами помог создать этот храм образования". На скрижалях имена сотен спонсоров из многих стран, частные пожертвования которых помогли построить, оборудовать этот университет. У входов почти всех подразделений клинической больницы увековечены имена тех, кто пожертвовал на их оборудование и модернизацию. Здесь есть машины скорой помощи и реанимации, подаренные городу частным лицами, имена которых и начертаны на бортах.
"Если бы я был миллионером", то построил бы и оборудовал в Томске самую современную специализированную больницу с использованием там самых передовых лечебных и диагностических технологий. В крайнем случае в больнице, где проработал почти тридцать лет, заменил бы все лабораторное, рентгеновское и часть лечебного оборудования на более современное. Но сегодня вынужден ограничиться только этой статьей и заметить: не пора ли вспомнить и реанимировать былую российскую социальную благотворительность?Хотя бы на благо одного лечебного учреждения? Это призыв и к вам, состоятельным "физическим и юридическим" лицам, томичам и бывшим воспитанникам томских вузов!
Кстати
По данным управления здравоохранения мэрии Томска, в ЛПУ города средний износ оборудования составляет 90 процентов: операционное оборудование изношено на 81, наркозно-дыхательное - на 90, диагностическое - на 74 процента.