Зреет скандал... В Томске некому хоронить безродных, их тела могут остаться в моргах на неопределенный срок. Об этом на днях заявила муниципальная служба "Комбинат сецобслуживания".
Что же случилось? Заместитель директора КСО Елена Гарус называет две причины. Первая в том, что российское законодательство обязывает их службу хоронить не только "собственно безродных", то есть неопознанные трупы, но и тех, у кого нет родственников, законных представителей. Либо последние отказываются брать на себя обязанности по погребению. В таких случаях КСО оказывает определенный перечень услуг (оформление документов, облачение тела, предоставление гроба, перевозку и погребение), стоимость которых в Томске равна 2035 рублям. Уже в этом году комбинат захоронил 151 безродного и потратил на это 307 285 рублей. Однако органы соцзащиты компенсировали только 83 тысячи за неопознанные трупы и мертворожденных детей.
- Центр социальной поддержки населения областного департамента социальной защиты поставил в известность наше предприятие, что для захоронения безродных и получение компенсации мы обязаны предоставить документ, подтверждающий статус умершего лица, - рассказала Елена Гарус. - При этом, что за статус и каким документом он подтверждается, не разъясняет.
Кроме того, есть у "Комбината спецобслуживания" претензии к Пенсионному фонду. Фонд возмещает ему затраты, если умерший оказался пенсионером. Правда, возмещает не полностью - 1300 рублей вместо 2035, потому что так говорит федеральный закон. Кто компенсирует эту разницу, непонятно.
- У нас больше нет возможности хоронить безродных за свой счет. Соответственно, есть вероятность того, что они останутся в томских моргах на неопределенный срок, - сказала Гарус.
С одной соцзащиты три шкуры не снимешь
За комментариями мы обратились в областной департамент социальной защиты населения.
- Закон "О погребении и похоронном деле" четко определяет, из каких средств и в каком порядке возмещаются расходы на погребение, - сказала начальник отдела ДСЗН Сания Токинова. - Если гражданин является неработающим пенсионером, возмещение производится из средств Пенсионного фонда. Если это был работающий человек - из средств Фонда социального страхования. И только если умерший ни пенсионер, ни работающий или его личность не установлена, похороны оплачиваются из средств областного бюджета через органы социальной защиты населения. И мы без разговоров выплачиваем компенсацию за эту категорию. Процедура установления статуса умершего, по мнению департамента, проста: "Комбинат спецобслуживания" должен лишь наладить взаимодействие с Пенсионным фондом. Договориться о получении в определенный срок справки, свидетельствующей, что умерший являлся либо не являлся пенсионером. Если человек работал, тогда его статус (работающего) подтверждается трудовой книжкой. Таким образом, КСО получит компенсацию из соответствующего источника: из федеральных фондов или из областного бюджета. Другой вариант невозможен: соцзащита не имеет права расходовать бюджетные средства области не по назначению и действует в строгом соответствии с законом "О погребении и похоронном деле".
Проблему "разрыва" между компенсацией Пенсионного фонда и расценками на захоронение, принятыми в Томске, также можно решить правовыми способами: либо выплачивая комбинату разницу из муниципального бюджета, либо инициируя изменения в законодательстве.
Добавлю, что сейчас "Комбинат спецобслуживания" обратился в прокуратуру Томской области и к губернатору Крессу. В очередной раз глава региона должен стать арбитром между конфликтующими сторонами. А суть-то - бюрократические нестыковки.