Чем ближе сентябрь, тем чаще некоторые экономисты предрекают быстрое падение рубля, несмотря на то, что Центробанк призывает не беспокоиться. В Томске почти замер рынок недвижимости, дорожают продукты. Местные банки жалуются, что готовы раздать сколько угодно ипотечных кредитов, а люди их не спешат брать. В то же время сами банки, как говорят злые языки, "лопаются" от вкладов. Чего в этой связи ждать простому человеку - об этом мы говорим с заведующим кафедрой финансов и учета Томского государственного университета, доктором экономических наук Анатолием Земцовым.
"Застой в экономике продолжается"
- Анатолий Анатольевич, говорят, что в России кризисы возникают из ничего... Недавно, когда рубль начал падать, томичи заволновались - менять рубли на валюту или что-то срочно покупать, брать ипотеку или не брать.
- Не может кризис возникнуть из ничего, у него тысячи причин, но правда, что в России они особенные. У нас сырьевая экономика, и она очень тесно связана с остальным миром. И если где-то происходят локальные конфликты или катастрофы, в результате чего некоторые страны покупают меньше нефти или цена на нее меняется, мы сразу начинаем это чувствовать. (Не случайно деньги называют языком рынка).
К сожалению, эта тенденция уже долго не улучшается. Нам не удается наладить производство и потребление собственных товаров, которые были бы массово востребованы населением, как это было в Китае во время кризиса 2008 года. Относительно волнения томичей - все зависит от имеющихся у людей денег.
Если суммы небольшие, то некоторые скачки курса рубля в ту или иную сторону неощутимы. Поскольку у большинства жителей региона, думаю, сбережения не превышают ста тысяч рублей, то им беспокоиться вообще не о чем, тем более что проценты по вкладам в валюте низкие.
Что касается ипотеки, каждый решает самостоятельно, но это ужасно длительный процесс. При наших заоблачных процентах человек берет кредит практически на всю плодотворную часть жизни - 15-20 лет, и понятно, что он должен крепко подумать, сможет ли он трудиться и получать стабильную зарплату, чтобы отдавать немалую часть заработка. Ведь застой в экономике продолжается, и тенденции к массовому
росту доходов населения нет.
"Нехорошая тенденция"
- Тем не менее учителям, медикам прибавили зарплаты, хотя деньги с начала года то и дело где-то застревали, после того как их выделили федеральные органы. Медленно, но повышаются пенсии...
- Чтобы лучше понять, что происходит, давайте посмотрим на структуру доходов и расходов. Действительно, объем заработной платы в стране потихоньку растет. Но доходы от предпринимательской деятельности постепенно падают. Это очень негативный фактор. (Например - ближе к вашей профессии - с 2001 года намного уменьшились доходы от издательской деятельности).
Что выросли социальные трансферты, пенсии - с одной стороны хорошо. Но с другой - это значит, что из фонда заработной платы больше денег "вытаскивают". Значит, зарплаты, доходы тех, кто работает, падают. К тому же со времен кризиса наблюдается плохая тенденция:сокращаются доходы от собственности - покупка жилья, аренда и.т.д. Это значит, что люди меньше вкладывают в свое настоящее и будущее, а больше потребляют сию-
минутно.
И по расходам - нехорошая тенденция. Во всем мире есть такая зависимость: чем менее развита экономика, тем выше расходы на продукты питания. У нас с начала 2000-х сокращался удельный вес расходов на продукты питания, а 2007 года он вырос практически на 8 процентов. Это означает, что ухудшается положение средней и ниже средней категорий населения.
Конкретно в Томске возможна еще одна причина
роста цен на продукты питания. У нас город тупиковый, нет массовых поставок, нет мощных торговых сетей, которые держат цену на более низком уровне за счет объемов продаж.
"Расходы диктуют монополисты"
- Инфляция будет расти? И возможен ли дефолт?
- Дефолту не с чего случиться. Но, думаю, рубль будет постепенно падать, по крайней мере, в этом году. Одна из причин инфляции - жилищная статья расходов: услуги по содержанию жилья, вода, электроэнергия, газ. Эти расходы выросли вдвое с 7 до 14 процентов. Их диктуют монополисты, и, по существу, правительство, хоть и сдвигает по времени, но все же разрешает им поднимать тарифы. Причем то, что расходы населения по этим статьям выросли вдвое - это учтенный статистикой факт. А она учитывает далеко не все.
На мой взгляд, главная проблема в стране - нельзя сказать однозначно, что делать. Потому что у нас очень разнообразна структура доходов. У кого-то они замерли, у кого-то падают, а у некоторых групп растут. У работников естественных монополий они, понятно, растут.
И если посмотреть, как доходы распределяются, то картина для цивилизованной страны нерадостная. У нас 12% населения имеют доходы ниже прожиточного минимума. А ведь прожиточный минимум - это когда человек может только существовать. Для работы у него уже, по здравому ра-
зумению, сил нет.
Вообще экономисты, анализируя распределение доходов, разделяют группы населения по двадцать процентов. Так вот низшая группа у нас получает 5,5% всех доходов. А верхняя группа, самых высокооплачиваемых, получает 46% доходов, то есть практически половину всех доходов. Недавно в одном из журналов видел портрет топ-менеджера, который получает 423,04 миллиона рублей в год. Вы можете себе представить такую зарплату?
- Нет, и, думаю, многие не могут.
- И по вкладам населения та же картина. Почти 40% вкладов больше миллиона руб-
лей, хотя при средней зарплате заработать и положить в банк миллион рублей достаточно сложно. С другой стороны, рост количества кредитов в банках означает, что растут самые "плохие" кредиты, то есть те, по которым очень высокие процентные ставки и выше уровень невозврата. Их берут обычно люди малообеспеченные и при любом форс-мажоре в их жизни они не могут расплатиться.