В начале апреля на всем бывшем пространстве Советского Союза немало строителей вспоминали теплым словом Георгия Караваева, министра строительства СССР, которому в этот день исполнилось бы 100 лет. Добрую память об этом человеке сохраняют и в Томске. Министру во многом обязан наш город кварталами новых домов, позволившими переселить людей из подвалов, новыми заводами и корпусами вузов, дворцами культуры. О своем министре вспоминает бывший начальник Томского территориального управления строительства, депутат областной Законодательной думы Борис Мальцев.
- Первый раз я увидел Караваева на коллегии министерства, где меня утверждали в должности заместителя начальника управления строительства. Чтобы понять мое волнение, надо представить объем его деятельности. В его подчинении было девять республиканских министерств, десятки строительных главков, миллионы людей, гигантские стройки на одной шестой части суши планеты.
"Задачи мы ему сами поставим"
...Министр с интересом слушал мою биографию и про достижения в работе, подробно спрашивал, что я намерен делать на новом посту. Вспоминаю сейчас мои ответы - уши краснеют. Но министр, улыбаясь и немного пожурив за "скромность мыслей необыкновенную", сказал: "Человек молодой, прошел хорошую школу, думающий, умеет достичь цели. А задачи мы ему сами поставим".
Караваев сыграл огромную роль в развитии Томской области. Ведь в то время ни одно крупное промышленное предприятие не строилось без разрешения министра, также им утверждались все планы по строительству жилья и культурно-бытовых объектов. Именно в те годы реконструированы, а практически заново построены томские заводы подшипниковый, инструментальный, электромеханический, радиотехнический, "Сибэлектромотор", измерительной аппаратуры, манометровый, Самусьский судоремонтный.
Все панельные школы, детские сады - в этом тоже заслуга Караваева. А еще корпуса вузов, драмтеатр, Большой концертный зал. Все это невозможно было бы без мощной базы стройиндустрии, к которой у Караваева было особенно трепетное отношение. Благодаря помощи министерства в Томске появились заводы
ЖБК-100, КПД, асфальтобетонный завод, базы механизации и строительных трестов, тысячи квартир для строителей, пионерский лагерь.
Во всем этом, конечно, была инициатива, активнейшая роль и поддержка члена ЦК, первого секретаря обкома партии Егора Кузьмича ЛигачЁва. Это были достойные друг друга лидеры, организаторы, творцы.
"А Мальцев-то прав!"
Министр был профессионалом высочайшего уровня, и отчитываться перед ним всегда было очень непросто. Однажды на коллегии, где я докладывал о работе инженерной службы Томского управления строительства, Караваев, зная ситуацию в деталях, буквально загнал меня своими вопросами в угол. Я был молод, не сдержался, в какой-то момент резко ответил. Георгий Аркадьевич вспыхнул: "Пошел вон с трибуны и из зала коллегии!".
Уходя, я сказал: "Георгий Аркадьевич, вы выгоняете лучшего главного инженера министерства. Наше управление занимает первое место по производительности труда в Минстрое. А я главный инженер, это результат и моего труда".
После меня отчитывался главный инженер Минстроя Грузии. Министр и его гонял вопросами, а потом сказал: "А Мальцев-то прав, смотри какая у него производительность и какая у тебя". Грузин не растерялся: "Георгий Аркадьевич, у нас ласковое море, девушки, ну кто в таких условиях будет работать?! А Мальцеву что? У них холодно, не будешь работать - замерзнешь".
Министр шутку не одобрил и до конца дня каждому докладчику приводил меня в пример. В конце дня сказал: "Завтра с утра начнем с Прибалтики. Да не забудьте пригласить Мальцева - он был прав".
"Ответственным назначаю тебя"
Запомнилась еще другая, очень напряженная встреча с министром уже в Томске, на совещании по развитию крупнопанельного домостроения. Оно проходило на ДСК с участием всего руководства области. Я был докладчиком и в ходе выступления внес предложение не реконструировать старый завод и не доводить мощность завода КПД до 300 тысяч квадратных метров жилья в год, так как считал, что строить в маленьком Томске такое большое количество домов одной серии значило уничтожить его индивидуальность.
Предложил построить в районе речпорта второй завод КПД, но уже другой серии. Министр резко оборвал меня: "Ерунда!". Но меня поддержал секретарь обкома Мельников, строитель по образованию. Понимая, что это общее настроение, Караваев встал: "Товарищ Лигачев у вас здесь в Томске одни умники собрались, мне здесь делать нечего, я улетаю в Москву!". В зале немая сцена, как в "Ревизоре". Караваев оделся, пошел в машину, скомандовав: "В аэропорт!".
Спасибо Лигачеву, он по дороге сумел убедить Георгия Аркадьевича проехать по нашим стройкам, предприятиям. На каждом объекте министр находил недоделки, "лупил". Однако остался в Томске и вечером, во время ужина, сказал:
- Знаешь, Борис, я и без тебя знаю, что лучше построить новый завод, но для этого нужно решение Совета министров, это будет долго и непросто. Времени ходить по кабинетам у нас с тобой нет. А реконструкцию старого завода я сам могу разрешить. Будем ее проводить. Ответственным назначаю тебя. Срок - два года.
Надо ли говорить, как все мы старались работать, чтобы не подвести министра. И не подвели!