Томичей вряд ли удивишь новогодними "подарками". Несмотря на "тарифную паузу" - перенос повышения платы за свет, тепло, воду, и газ с января на июль, тревожные ожидания людей не обманывают. К сожалению, роста цен на продукты питания, транспорт, бензин, услуги связи и многое другое избежать не удастся.
При этом удивляет, что главный "смутьян" розничных цен - повышение платы на энергоносители, которым, как правило, любят прикрывать очередное подорожание товаров и услуг их производители и поставщики, казалось бы, временно (до середины лета) "нейтрализован" . Так чем все-таки объяснить тревожные ожидания томичей? Оказывается, на розничный рынок оказывают влияние не только аномальные погодные, экономические, но субъективные факторы.
Убить сразу двух зайцев
Похоже, что после обильных новогодних застолий наступит всеобщее протрезвление. Как в прямом, так и в переносном смысле. По прогнозам специалистов, в течение 2013 года хлеб и молочная продукция в среднем подорожает на 4,7 процента. Что касается цен на мясные и рыбные продукты, то они вырастут на 5,1 и 5,6 процента. Как видим, резкого повышения не произойдет. Хотя, как известно, прогнозы у нас далеко не всегда совпадают с жизненными реалиями.
Теперь о том, что касается любителей выпить - алкоголя. Понятно, что он не входит в группу таких жизненно важных продуктов, как хлеб, молоко, сахар, мясо, рыба и фрукты, но, тем не менее, пользуется спросом у определенной части населения. Так вот, спешим "обрадовать" тем, что с первого января минимальная цена за полулитровую бутылку водки с нынешних 125 рублей поднимется до 170.
Вырастет нижний порог цен и на другие спиртные напитки. Согласно приказу Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, при оптовых закупках стоимость бутылки коньяка будет начинаться с 300 рублей, а шампанское и вино в розницу не опустятся ниже 115 и 110 рублей за бутылку. Таким образом, власти собираются убить сразу двух "зайцев" - пополнить бюджет и отлучить людей от вредной привычки.
Как мы уже говорили, "тарифная пауза" на коммунальные услуги продлится до середины лета. По прогнозам специалистов, с 1 июля плата за электричество возрастет на 12 и на тепло - на 10 процентов. В "лидерах", как и в предыдущем году, останутся цены на газ - они поднимутся на 15 процентов.
Отметим, что аналогичные темпы роста тарифов сохранятся и на ближайшие два-три года. А эта новость наверняка заинтересует автомобилистов - в связи с ростом акцизов в 2013 году планируется повышение цен на бензин и на дизельное топливо на 17 процентов.
Когда исчезнут шансон и сигареты...
Большую тревогу у томичей, особенно пенсионного возраста, вызывает очередное повышение цен за проезд в городском транспорте. Как известно, в последний раз это делалось три года назад, когда проезд в "маршрутках" повысился с 9 до 12 рублей (для пенсионеров - до 8 рублей).
Кстати, под благовидным предлогом - улучшения качества обслуживания и перевозки пассажиров. Однако с тех пор мало что изменилось в лучшую сторону, тем не менее, вопрос о повышении стоимости проезда вновь поднимается перевозчиками.
В конце декабря в мэрии Томска состоялось заседание городской тарифной комиссии, на которой шла речь о повышении проезда в "маршрутках" с 12 до 17 рублей, а в трамваях и троллейбусах - с 7 до 12 рублей. "Мы никуда не денемся от пересмотра тарифа в 2013 году, - считает мэр Томска Николай Николайчук. - На сколько - пока не знаю, цифры назовем, когда объемы доходов и перевозок маршрутников станут прозрачными. И будут соблюдаться графики движения, в салоне исчезнут "шансон" и сигареты. И вот только после этого мы будем готовы разговаривать на тему тарифа".
Можно предположить, что уже в первой половине 2013 года, когда с "маршрутниками" будут заключены долгосрочные соглашения по принципу "один маршрут - один перевозчик", мэрия вернется к вопросу по изменению тарифов на проезд. В том числе в муниципальном транспорте, доля которого на рынке пассажироперевозок в городе составляет около 20 процентов.
Больше придется платить томичам и за железнодорожные билеты. В отличие от грузовых перевозок, тарифы на пассажирские поезда в ближайшие три года будут расти почти в два раза больше - на 10 процентов.
Кстати, в летнее время проезд в плацкартных вагонах по наиболее востребованным направлениям может подорожать даже до 60 процентов - до сопоставимой цены на авиабилеты. Вот и считайте, что лучше: лететь, скажем, до Москвы три часа на самолете или несколько суток дремать под стук вагонных колес...