Примерное время чтения: 6 минут
51

Знак качества для школы

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты - Томск 01/05/2012

Выпускные экзамены на пороге. Но педагогическое сообщество смотрит вперед. Нижегородский филиал Высшей школы экономики провел конференцию по проблемам развития системы оценки качества образования в России. В нем принимал участие заведующий Центром мониторинга и оценки качества образования Томского областного института повышения квалификации и переподготовки учителей Борис Илюхин, сегодняшний гость нашей редакции, которого мы расспросили и про ЕГЭ.

"Инструмент оценки для учителя"

- Честно говоря, Борис Валентинович, не думал, что ваш центр почти единственный такого рода в стране...

- Да, он появился еще в 2002-м, когда Томская область в числе первых в стране приняла участие в эксперименте по ЕГЭ. За десять лет нам удалось разработать определенные инструменты и технологии, которые можно использовать для оценки обучения, и не только в нашем регионе. Наш центр сам производит измерительные материалы для контроля уровня обученности школьников 4-8, 10-х классов, созданы уникальные технологии автоматизации контроля знаний. Измерять тоже надо уметь и делать это с толком. Иначе получим вопросы типа "цвет шерсти собачки Чичикова?". Несколько лет проводятся мониторинговые исследования, которые после обработки материалов позволяют школам региона выявить свои проблемные зоны. Но главная задача, которую мы должны решать, - создание в области культуры педагогических измерений, что-

бы инструментами оценки владел каждый учитель.

- Но в целом для страны единой системы оценки качества образования нет?

- Пока нет. Слишком сложная проблема. В ней и стремительное старение педагогических кадров, и недостаточный приток молодых учителей, и проблемы нового "младого, незнакомого племени" учеников, и заметное обновление материально-технической базы.

Чтобы сказать, качественное образование или нет, надо сначала договориться о том, как это качество оценивать.

В наших школах есть программы одаренных детей, а что делать с худшими? Было бы здорово, если бы в школах существовали программы работы с отстающими детьми. Ведь тот или иной процент двоек на ЕГЭ не появляется в одиннадцатом классе, он заложен гораздо раньше, в шестом, восьмом, а может и в пятом классе.

Наша российская школа за двадцать последних лет потеряла многое, что работало на качество обучения, например, практически исчез институт освобожденных классных руководителей, во многих школах сокращены ставки психологов, исчезли некогда сильные методические объединения, которых прежде новый учитель, в особенности молодой, мог получить поддержку, набраться опыта. (Хорошо, что в Томском районе и ряде других такие службы возрождаются). По существу, единственным инструментом измерения качества образования стал ЕГЭ, хотя этот экзамен был придуман единственно для того, чтобы определить - может человек получить аттестат зрелости или нет и дифференцировать поступающих в вуз по уровню знаний.

Применение ЕГЭ для "рейтингования", когда всерьез сравниваются результаты гимназий и сельских малокомплектных школ, не приведет ни к чему хорошему. Сейчас подготовка к ЕГЭ зачастую превращается в способ натаскивания детей на тесты, в то время как в большинстве стран - лидеров образования по результатам международных исследований учителя используют оценку не столько для результата, сколько для коррекции образовательного процесса.

Ловили за руку

- Каждый год то в одном, то в другом регионе происходят скандалы - учителя или студенты сдают ЕГЭ за учеников. У нас такого не случалось ни разу...

- Дело в том, что Томская область одна из немногих в России, где в каждом пункте сдачи ЕГЭ находятся представители вузов, а на труднодоступных территориях ведется постоянное видеонаблюдение. Такой была изначальная позиция Департамента общего образования, чтобы университетские педагоги контролировали процесс вместе с работниками школ. Университеты не заинтересованы в том, чтобы к ним пришли слабые выпускники. Так что написания учителями работ за учеников не было, но ежегодно одну-две попытки, повторяю только попытки, подсказать сотрудники вузов в разных местах пресекают. Чаще нарушить правила стремятся дети - в прошлом году за различные нарушения с экзаменов удалили около тридцати человек. Большинству из них пересдачу не разрешили.

- У конфликтной комиссии много работы?

- По-разному, наша область - одна из лидеров страны по количеству апелляций на результат. Это тоже позиция. Каждый выпускник имеет право на перепроверку своей работы. Правда, удовлетворяется совсем не много апелляций - как правило, около 10%. В этом плане отмечу два новых и важных момента этого года. Во-первых современная техника поможет в конфликтных ситуациях по поводу результатов экзаменов. Некоторым из подавших заявление в конфликтную комиссию теперь не надо будет за сотни километров ехать в Томск или писать заявления, потому что дело можно рассматривать в их отсутствие. Они смогут участвовать в заседании комиссии с помощью видеоконференцсвязи. Кроме того, в этом году впервые пройдет сертификация экспертов ЕГЭ. Они получат уже проверенные членами Федеральной предметной комиссии работы (результаты проверки им, понятно, неизвестны), и от того, какие отметки они поставят, будет зависеть - допустят ли их к оценке нынешних работ выпускников. И наконец, о сроках появления результатов экзаменов. Впервые объявлены даты публикации результатов. Они будут появляться через 10-12 дней после экзамена.

Больше 15 не собираться

- Что вы думаете о требовании министерства, чтобы сдающих экзамен в одной аудитории должно быть не больше пятнадцати?

- Придется устанавливать много новых видеокамер, обеспечивать устойчивые линии связи. Откровенно говоря, я не могу понять жесткое требование - именно 15 учеников в аудитории и ни одним больше. Говорят, что это сделано для создания комфортных условий сдающим. Но почему, если ребят будет 15, то комфорт обеспечен, а если 16 или 18, то им будет некомфортно. Представьте, что в каком-то пункте собралось 106 учеников. Если в одну аудиторию посадить 16, а в остальных по 15 ребят, то надо семь аудиторий, а если по приказу министерства - то восемь и соответственно добавлять число контролеров процесса.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах