Наш толерантный, многонациональный и многокультурный Томск опять отличился. Выступил зачинщиком международного скандала. Под огонь критики попала главная священная книга кришнаитов - "Бхавагавад-гита", в которой Томская прокуратура усмотрела признаки экстремизма. Эти выводы оказались настолько спорными, что в ситуацию вынужден был вмешаться Уполномоченный по правам человека Владимир
Лукин, а в самой Индии столь странный пассаж в далеком Сибирском городе вызвал протест.
Эксперты отказались
Еще летом прокуратура Томска обратилась в Ленинский районный суд с иском о признании книги "Бхагавад-гита как она есть" экстремистским материалом. В надзорном органе увидели в писании признаки "разжигания религиозной ненависти, унижения достоинства человека по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии". Кроме того, по версии прокуратуры, текст содержит "призывы к враждебным, насильственным действиям в отношении ряда социальных и конфессиональных групп".
Была инициирована экс-
пертиза. В комиссию вошли Валерий Свистунов - сотрудник кафедры истории философии и логики, доцент
кафедры русского языка Валерий Наумов и декан философского факультета ТГУ Сергей Аванесов, который, помимо ТГУ, преподает в Томской духовной семинарии.
Кто подал сигнал в прокуратуру, так и не известно. Однако на первых судебных заседаниях, которые состоялись в августе, эксперты отказались от своих выводов.
- Прямого призыва к насильственным действиям в книге не содержится, - говорит член экспертной группы, доктор философских наук, декан философского факультета ТГУ Сергей Аванесов. - Заключение не является достаточным, чтобы весь текст объявить экстремистским. В комментарии Прабхупады можно видеть уничижительное отношение к другим исповеданиям, утверждение о превосходстве собственного мировоззрения как истинного над всеми остальными. Но это обычная религиозная установка.
Однако после этого прокуратура привлекла экспертов из Кемеровского университета, которые все-таки нашли в "Бхагавад-гите как она есть" признаки разжигания ненависти. После этого Томский суд должен был вынести решение. Но вынесение вердикта вновь было отложено на 28 декабря. Пауза взята, чтобы изучить мнения о предмете спора столичных экспер-
тов-религиоведов.
Странности "умного" города
Между тем в защиту "Бхагавад-гиты" выступили томские правозащитники и востоковеды. Уполномоченный по правам человека в Томской области Нелли Кречетова сочла, что попытка запрета книги является ограничением Конституционного права граждан на свободу совести.
- Считаю абсурдной саму постановку вопроса, - заявила о своем отношении к этому судебному процессу томский омбудсмен. - Эту книгу считают священной почти миллиард человек по всему миру. В России "Бхагавад-гита как она есть" свободно распространяется 20 лет. При этом она издается более чем на 60 языках мира. И те объяснения, что экстремистским является не весь текст, а только комментарии - несостоятельны, поскольку комментарии являются неотъемлемой частью книги.
В защиту книги выступи-
ли и посол России в Индии Александр Кадакин. "Странно, что подобные события происходят в прекрасном сибирском университетском городе, ведь Томск известен своим секуляризмом и религиозной терпимостью. Но даже в милом городе Томске появились свои безумцы. Я считаю, что категорически недопустимо нести любое священное писание в суд. Для всех верующих эти тексты сакральны".
Непонятно, чем кришнаиты так насолили, но Томская область уже "отличилась", когда было принято варварское решение о сносе уже построенных кришнаитами домов в деревне Кандинка. Теперь вот "прославилась" тем, что начала суд над главной книгой кришнаитов, пытаясь поставить ее в один ряд с сочинением Адольфа Гитлера "Майн Кампф" и другой запрещенной литературой. Неужели мы живем в "умном" городе, как любим заявлять?