Примерное время чтения: 7 минут
79

Каким быть Северску?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 27. Аргументы и факты - Томск 07/07/2011

Впервые за восемь месяцев со дня избрания мэром Северска Григорий Шамин встретился с журналистами и два часа отвечал на вопросы о ситуации в закрытом городе и о своем видении его развития. Новый мэр сразу признался, что, хотя живет там с 1976 года, ему требовалось время, чтобы совместить свое представление о городе с реалиями. Проблемы Северска и действия власти Шамин выстроил в следующем порядке.

О психологии "бюджетного рая"

- Работая последние 20 лет в областных структурах, я в семь утра уезжал из Северска, в восемь-десять часов вечера возвращался, поэтому представление об истинной ситуации в городе имел, что называется, на бытовом уровне. Поэтому "сверять часы" в первую очередь начал с предприятиями, занимающимися жизнеобеспечением города - электрические и тепловые сети, водоканал, управляющие компании. Затем - школы, спортивные школы, далее детсады, больницы, поликлиники, федеральные структуры. Вообще задачу себе поставил такую - все коллективы Северска должны иметь возможность напрямую задать вопросы мэру на личных встречах.

Но первое впечатление о ситуации есть, она проблемная, причем проблемы, в том числе психологического плана, копились много лет. Северск - один из городов, где ковался ядерный щит СССР - привык быть во всем ведомым могучим оборонным ведомством. Для таких закрытых территорий были созданы комфортные бюджетные условия. Иногда в некоторых структурах даже затруднялись - каким подразделениям еще дать денег, чтобы они не оставались неистраченными.

Это расхолаживало, формировало психологию, которая не способствовала развитию налогооблагаемой базы - упрек не жителям города, а власти. Такая психология не позволяла быстро перестроиться, создавать привлекательные условия для инвесторов. Новое время требует от Северска изменить характер, скорее становиться самостоятельным в решении своих проблем.

Стратегических направлений у нас сейчас три. Во-первых, повышение эффективности использования бюджетных средств (все-таки они еще солидные, хотя и уменьшились). Второе - активнее участвовать в федеральных и областных целевых программах, третье - увеличение собственной налогооблагаемой базы.

Но перестройка идет трудно. У нас мало контактов с федеральными структурами, которые могли бы выделить средства на целевые программы, более убедительно надо доказывать министерствам необходимость помощи Северску. Сейчас администрация города более активно стала готовить проектно-сметную документацию под возможные федеральные средства. А моя задача продвигать эти проекты "наверху".

О новых проектах

- Сейчас мы разрабатываем программу социально-экономического развития города. Решили не заказывать ее каким-то федеральным структурам, далеким от наших проблем, а пойти другим путем. Людям, которые приходили ко мне после избрания мэром с теми или иными идеями, я предложил оформить эти идеи в форме проектов. Затем пригласили экспертов, вместе с ними проанализируем и отберем лучшие проекты, которые можно реализовать. Надеюсь, в сентябре мы получим программу экономического развития на ближайшие три-четыре года.

И в этой связи о бюджете нынешнего года. Депутаты нового созыва практически уже не могли повлиять на него, он был сформирован. Но следующий будет приниматься по принципу ориентирования на результат, на те идеи самых активных, самых толковых, профессионалов-северчан, чьи проекты мы отберем в результате трехмесячной работы.

Конечно, это определенный риск, я, как мэр, в данном случае буду держать строгий экзамен. Но важно, чтобы люди, проявившие инициативу, довели ее до конкретного результата. Вместе с ними мы будем искать возможности софинансирования ряда проектов на областном и федеральном уровне.

Об инвесторах и агломерации

- По крайней мере, раз в неделю я встречаюсь с потенциальными инвесторами. Есть проекты и есть прожекты. Сейчас в моем списке около 15 проектов, но даже если хотя бы один из ста проектов станет реальностью, это уже будет победа. Главная проблема связана с тем, что инвесторов трудно привлекать в закрытый город. Закон о ЗАТО (закрытых территориальных образованиях) одинаков для всех подобных городов, но режим допуска в них разный.

В некоторые ЗАТО можно въехать мимо КПП, в Сарове пропускной режим еще жестче, чем в Северске. В отдельные ЗАТО пропуск оформляют один-два дня, а в Северск 45 дней - это уж слишком. Мы предлагаем разные варианты. Например, фуру с товаром опечатать, пропустить в город вместе с патрулем, который пронаблюдает за разгрузкой на месте. А пока - представьте, как перед въездом в Северск на тридцатиградусном морозе перегружать фрукты из фур с юга в северские машины, или в жару также перегружать мясные туши. Надеюсь, нам удастся найти вариант смягчения режима для инвесторов.

Вместе с Думой администрация Северска делает все возможное, чтобы помочь Самусьскому судостроительному заводу и стекольному заводу, расположенным на открытых территориях. Это те самые "удочки", которые, как говорится, предпочтительнее рыбы, ибо они дают нам возможность "поймать" много рыбы, а не только съесть одну дареную.

Ситуация на стекольном заводе вообще уникальная. Спрос на его продукцию так велик, что покупатели вносят предоплату - это в наше-то время! Но все заработанное уходит на оплату кредитов, взятых на строительство двух очередей завода. Сейчас моя задача, как мэра, найти инвестора для запуска второй очереди предприятия. Положительные процессы идут на судостроительном заводе, которым теперь владеют томские бизнесмены. Завод вернулся к строительству барж и кораблей.

Также вместе с Думой мы создали Агентство развития городского округа, которое занимается сопровождением инвестиционных проектов на территории Северска. Главная задача его сотрудников - преодоление административных барьеров. Они должны, что называется, взять инвестора за ручку и провести его по всем кабинетам, чтобы все возникающие проблемы решались быстро и антикоррупционно.

Кроме того, по договоренности с мэрией Томска мы создаем на открытой части нашей территории и прилегающей части томской земли Промпарк. После принятия соответствующих разрешающих документов будем предлагать инвесторам идти на эту юридически подготовленную площадку.

Вообще, когда говорят, что агломерацию Томска тормозит отсутствие необходимых правовых актов, то это неправильно. Агломерация появляется не по бумагам, а де-факто, а уж потом оформляется юридически. И с моей точки зрения агломерация Томска, Северска и Томского района уже существует.

Из Северска 15-20 тысяч человек ежедневно ездят на работу и учебу в Томск, а из Томска тысяч 5-8 - на работу в Северск. В выходные дни также многие тысячи северчан ездят в Томск отдыхать, развлекаться. И в этой связи мы, конечно, поддерживаем проект скоростного трамвая между нашими городами.

О "болевых точках"

- Таких "болевых точек" в Северске немало. Очистные сооружения уже на пределе, трудно будет подключать новые дома. Также и Водозабор. Это проблемы громадной стоимости, превышающие в несколько раз бюджет города, и без помощи федерального центра нам не обойтись. Эти проблемы надо решать, и у меня есть ощущение, что люди понимают, как администрация, депутаты хотят действовать. Без поддержки северчан нам не обойтись, потому что некоторые меры, которые надо принимать - из числа непопулярных.

Об образовательных округах

- В школах Северска 14 тысяч ученических мест, а учеников 10 тысяч. Надо некоторые школы объединять, и педагоги встретили это с пониманием, тем более что работу никто из них не потеряет. Решено, что город будет разбит на 12 образовательных округов. В центре округа останется одна односменная школа, которая станет работать по принципу общественно-активной школы.

Это будет не только образовательный, но и общественный, культурный центр жителей округа. Конечно, перестройка сознания, методов работы учителя, культработника, тренера, участкового сотрудника полиции произойдет не сразу, может, на это потребуется не один год. Но школа должна быть открыта и детям и взрослым не только во время уроков. Как в советские времена, она может стать вечером клубом, центром правопорядка, спортивной секцией.

Пусть у округов будут свои спортивные команды и художественные коллективы, за которые жители округа придут болеть на соревнованиях, смотрах. Пусть округа соревнуются между собой, чтобы у людей было чувство общности, чувство локтя, пусть люди, наконец, выйдут из квартир и познакомятся с соседями.

Нам говорят, что мы - идеалисты, рассчитывая на это. Ничего, давайте все же попробуем это сделать.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах