Примерное время чтения: 5 минут
119

На благо имиджа

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 17. Аргументы и факты - Томск 28/04/2011

Музеи промышленных предприятий - дань памяти или весомый вклад в формирование имиджа компании? Кто сегодня отвечает за сохранение и пополнение истории томских предприятий? Как и на что живут корпоративные музеи? "АиФ-Томск" решил заглянуть в гости в музеи нынешних и бывших промышленных гигантов региона.

Сюда не зарастёт народная тропа

Субботнее утро. В небольшое помещение на первом этаже жилой пятиэтажки на окраине Томска торопится группа школьников. Здесь располагается музей уже несуществующего Томского приборного завода. Экскурсоводы - бывшие работницы предприятия, отдавшие производству не один десяток лет. Может, поэтому музей притягивает детвору, ведь только ранее работавшие в отрасли специалисты могут так интересно и доходчиво рассказывать ребятишкам о сложном производстве.

Музей приборного, несмотря на молодость, историю имеет давнюю, материалы для него собирать начала еще в 1974 году Нина Байдина, возглавлявшая на заводе отдел технического обучения. Потом их систематизировал Геннадий Костин, много лет проработавший начальником ОТК завода. Однако организовать музей при жизни предприятия так и не удалось. Лишь в январе 2009 года при активной поддержке депутатов город передал ветеранам приборного это помещение в 57,5 квадратов в безвозмездное и бессрочное пользование.

Материально музею помогали бывшие заводчане, депутаты, некоторые предприятия: кто витрину поставил, кто стулья подарил... Но постоянного финансирования до сих пор нет. Самый больной вопрос - коммуналка. Пару лет назад она составляла 5 тысяч рублей в месяц, сейчас в два раза больше. Частично помощь в решении этой проблемы оказывает администрация Октябрьского района, но и она не вечна. Брать же плату за экскурсии музей не имеет права - это не коммерческая организация.

- Так и живем: в постоянном поиске спонсоров и с большой тревогой за наше будущее, - заключает руководитель музея Томского приборного завода Ирина Кулешова. - В 2008 году мы очень надеялись, что нашу идею создания музея поддержат в областном департаменте культуры, но этого не случилось.

Просто,

но с душой

Музеи действующих предприятий находятся, конечно, в более выгодном положении. Однако ставки директора музея уже нет. По словам руководителя направления корпоративного имиджа, связям с общественностью и PR ОАО "Манотомь" Ларисы Кобец, сегодня заводам невыгодно содержать такого специалиста, ведь деятельность его ограничена. Поэтому приходится совмещать: кроме музея Лариса занимается рекламой и корпоративной газетой.

- Создали мы музей 7 лет назад, к 400-летию города. Все, что хранилось где-то в закутках у главного конструктора, технолога, по цехам, - сформировали в одном месте. Решили не шиковать, потому что больших средств на тот момент не было, - рассказывает Лариса Кобец, сама - бывший музейный работник. - Но суть ведь не в помпезности и не в евроремонте, а в наполнении. Мы вписали экспонаты в естественную среду - разместили на площадях одного из бывших цехов. Думаю, музей предприятия - это если не "лицо" компании, то существенная поддержка ее имиджа.

Музей скромный, но "живой". Работа каждого новичка, устраивающегося на завод, начинается именно с посещения музея, сюда приводят на экскурсию гостей и партнеров компании, весной и осенью идут студенты профильных специальностей - кому для практики, кому для диплома, школьники 9-11 классов.

Так было и в музее истории Томской судоходной компании. Студенты филиала Новосибирской Академии водного транспорта были здесь частыми гостями. Пока не грянул кризис 2008-го, и руководителя музея не сократили. Сейчас музейную деятельность поручили Совету ветеранов предприятия, задача которых - прежде всего работа с ветеранами, а не проведение экскурсий, поиск и обновление экспонатов. По словам председателя Совета ветеранов компании Нэлли Гресевой, если и заглядывают в старинное здание на набережной Томи редкие посетители, никому не отказывают - как могут, рассказывают, показывают. Но все-таки целенаправленной работы уже нет.

- А ее и не может быть, поскольку они не специалисты, - говорит историк, бывший научный сотрудник Томского краеведческого музея и бывший же руководитель музея истории Томской судоходной компании Тамара Видешкина. - Я почти 9 лет собирала экспонаты для этого музея по крупицам, с нуля, хотела сделать большую экспозицию, связанную с речным транспортом, жизнью и бытом речников в 20 веке. Увы...

Нет инициативы?

По данным областной администрации, сегодня в регионе более 20 корпоративных музеев. Силами областных музейных учреждений им может оказываться только методическая поддержка.

- Поддерживать их финансами мы не имеем юридического права, поскольку музеи находятся на балансе предприятий, - поясняет начальник отдела культурного наследия областного Департамента по культуре Константин Ширко. - Но они могут участвовать в конкурсах в рамках того же музейного форума Томской области и в случае победы получать призовые суммы. У нас действует ассоциация музеев Томской области, есть реестр музеев, учреждений и образований музейного типа. Но ни одного корпоративного музея там нет. Между тем, если появляются какие-то средства на реализацию музейной политики, то они могут быть распределены в виде грантов только между учреждениями, входящими в этот реестр. Пока инициативы со стороны корпоративных музеев мы не наблюдаем.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах