Уже третий год в селе Семилужки местный житель Владимир Ильин строит казачий острог. Себя в шутку называет воеводой, людей, которые помогают ему словом и делом, - соратниками или сподвижниками, а спонсоров, которые не скупятся на "милостыню", - благочестивыми. Сама крепость, по его словам, - наглядный урок истории томской земли.
Оборонное сооружение видно издалека - оно поражает своей масштабностью. А когда оказываешься во дворе крепости, возникает ощущение, что находишься среди декораций какого-нибудь исторического фильма...
Богатырь на печи
Добродушный хозяин с радостью привечает всех "паломников". В доме-музее русская печка с лубочными узорами пышет теплом. На стенах висят шкура медведя, кольчуга и старинное оружие - мечи, секиры, сабли. Их разрешается подержать в руках, а шлемы можно и примерить...
"Воевода" наливает в глиняные чашки чай и достает из берестяного туеска печенье. Бывает, гости здесь не только трапезничают, но и остаются ночевать. Они укладываются на лавки, а хозяин забирается на печку: матрасом ему служит овечья шкура, а подушкой - холщовый мешок, набитый душистыми луговыми травами. Сон на такой постели богатырский!
В красном углу - образа и лампада. В современной жизни, полной соблазнов, без веры не обойтись, считает "воевода". Безбожный человек слишком уязвим - его легко заманить в любую секту, внушить любую ересь. На бездуховной почве процветают и всякие пороки, а вместе с ними болезни:
- Сколько людей нынче курят, пьют, колются - просто стыд и срам! Растянуть бы их на лавке, да выпороть, как следует, - горячится Ильин. - Никакая высокотехнологичная медицина не поможет, если человек будет сам себя травить. Раньше не в каждой деревне лекарь был, а люди жили долго. В церковной книге, я видел, значились старики 80-90 лет - они исправно ходили на службу, на исповедь. Секрет здоровья наших предков был в православной вере - она укрепляла и тело, и дух.
Вещий сон
Ильин много лет работал участковым милиционером - повидал много "скверны". Чтобы очистить душу, обратился к религии. Однажды ночью приснился ему старец и повелел построить церковь. Монахи подсказали Владимиру Федоровичу, что являлся ему Николай Угодник. И решил он не только церковь, но и крепость в честь святого сотворить.
- Казаки были воинами Христовыми, - пояснил свою задумку "воевода", - они защищали родную землю, оберегали нашу веру. Поэтому острог - это живая проповедь о могучем русском духе и несокрушимой силе.
Из избы вышли во двор: первое, что бросилось в глаза, - пушка. Какая же крепость без артиллерийского орудия! Далее - некая избушка на курьих ножках. Это лабаз - погреб на подпорках. В нем хранили продукты, чтобы их не достали мыши, и порох, чтобы не отсырел. Рядом вырыт колодец. Почетное место посередине двора занимает церковь - вот-вот на нее водрузят маковку!
Работе время, потехе час
Опоры острога - башни. На вратную скоро поднимут колокола, привезенные с Урала, - округу будет оглашать мелодичный звон. В угловых башнях оборудуют смотровую вышку и трапезную. На их строительстве трудятся сейчас молодые "казаки" - члены клуба исторической реконструкции. Правда, одеты они не в кафтаны и шаровары, а в рабочую одежду - помогают шкурить и таскать бревна.
- А на Масленицу мы приезжали сюда в костюмах, с оружием - учили детвору метать копья, устраивали показательные бои, - рассказывает Михаил Кожевников. - А фольклорные коллективы хороводы водили, песни пели, в ручеек играли. Все дружно и весело окунулись в историю, народные традиции...
Летом (к моменту открытия) в крепости появятся кузница и гончарная мастерская. Все желающие смогут своими руками выковать подкову или слепить из глины чашку. А на ветряной мельнице - понаблюдать, как зерно превращается в муку. Интересно, что в крепости будут даже животные - козы, чтобы порадовать гостей свежим молочком, птицы... Куры и гуси будут привольно гулять по всему двору, создавая одушевленную картинку крестьянского быта.
- Мы стремимся не только воссоздать острог, но и показать деревенский уклад той поры, - поясняет Ильин. - В будущем планируем пошить сарафаны и кафтаны, чтобы гости могли облачиться в одежду своих предков. Зачем весь этот маскарад? Чтобы люди, и молодежь особенно, знали свои культурные истоки...