Примерное время чтения: 5 минут
81

Оберег для здоровья

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 50. Аргументы и факты - Томск 15/12/2010

Педагог школы N 22 из поселка Светлый Станислав Корольков стал победителем I Всероссийского конкурса "Учитель здоровья России-2010" в номинации "Учитель "Основ безопасности жизнедеятельности".

В Светлом Корольков человек необычайно популярный, школьники его обожают. Он играет с ними в футбол, держит "угол" на турнике, может показать "крест" на кольцах (личный рекорд "креста" в молодости - 1 минута 12 секунд). Нет такой мужской работы, с которой он бы не справился и не смог обучить школьников. О "непрофильном" предмете, его значении в жизни школьника мы и поговорили со Станиславом Григорьевичем.

"Главная трудность воспитания"

- Станислав Григорьевич, все-таки довольно распространено мнение, что ОБЖ - скучный и ненужный предмет. Зачем изучать, что такое атомный взрыв и как от него спасаться, если и так ясно, что его не будет!

- А вот тут вы и не правы. Я всей душой за то, чтобы вероятность применения таких знаний была нулевая. Но вот несколько лет назад от взрыва в одном из цехов химкомбината в нашей школе стекла повыбивало. Большей беды не случилось. Но мои ученики знали, как себя вести, как не поддаться панике при эвакуации. Объясняю на уроках, что такое взрывная волна, как от нее уберечься.

Или выхлоп у атомщиков в соседнем Северске в девяностые годы... Я недавно специально возил наших ребят в соседнюю с Северском деревню, куда ветром отнесло облако от выхлопа. На месте рассказал о методах дезактивации почвы, поговорили с жителями... Но это эпизоды, хотя в программе ОБЖ есть раздел о правилах поведения в условиях ЧП природного и техногенного характера.

Главное, что мне удается на уроках ОБЖ открыть ребятам глаза на простую истину - их здоровье в их собственных руках. И большинство это поняли. Школа постоянно занимает призовые места в спорте, участвует в акциях против наркотиков, против курения. Ребята пишут рефераты на эти темы.

Долгоиграющий эксперимент

- То есть вы именно на здоровье делаете акцент?

- Уже много лет меня беспокоит эта проблема: здоровье школьников - особенно слабое в начальной школе. А также вредные привычки детей - курение, алкоголизм, наркомания. И не я один этим озабочен. С коллегами учителями, школьным врачом, психологом, логопедом мы провели долгоиграющий эксперимент. Пять лет в одном из классов, с четвертого по восьмой, используя мою методику ведения уроков, спортивные мероприятия, работу с родителями, мы следили, как меняется здоровье ребят.

К концу эксперимента полностью здоровых детей в классе стало вдвое больше, чем вначале, окрепли и остальные дети. В итоге я подготовил пособие для учителей о сберегающих здоровье технологиях обучения, причинах "школьных" заболеваний, системе занятий на переменах для младших и старших школьников и.т.д.

Кстати, эта работа и стала основой моей презентации на первом конкурсе финалистов. Она так и называлась: "Я - учитель здоровья".

- А техника безопасности? В учебниках ОБЖ вроде про это ничего не говорится?

- 27 лет из 37 я преподавал физику. И не только физику, но и химию. Там много о безопасности человека есть, Так что я хорошо попал в русло нового предмета. Рассказываю, объясняю, чем водка вредна, как возникает пивной алкоголизм, почему от наркотиков так трудно излечиться. Составил буклет: "Последствия употребления наркотиков и психоактивных веществ".

Мы участвуем во Всероссийской акции "Я выбираю спорт как альтернативу пагубным привычкам". У нас и соревнования проводятся под такими девизами. Футбольные - против курения, шахматные - против наркотиков, волейбольные - против токсикомании. И не только соревнования. Те же темы на наших "Ярмарках здоровья", "Веселых стартах", "Семейных стартах".

Ведь самая главная трудность воспитания - чем занять детей после урока. Я разработал элективный курс "Школа выживания", который состоит из оздоровительной, образовательной, воспитательной частей. Ребята прошедшие этот элективный курс, показывают лучшие результаты в областных соревнованиях "Школа безопасности".

"Перестроился

за полчаса"

- На конкурсе в Москве трудно вам было с московскими детьми, после сельских?

- Не в этом была проблема. Еще до поездки я знал, что мне надо будет дать урок в пятом классе по теме "Транспортная опасность". Накануне конкурса в Москве сказали, что урок будет в шестом. А приехав в школу, узнаю: урок не в шестом, в седьмом. Это не происки какие-то, просто, видимо, обычная накладка.

У меня было полчаса, чтобы перестроиться - нельзя же одинаково разговаривать с детьми и подростками. Я взял тему "Движения регулировщика", показал и объяснил эти движения в 12 ситуациях за двадцать пять минут (требовалось показать 9-10 элементов). Для детей многое из того, что говорил и показывал, было открытием - большинство из них ездит на метро...

- И все же со своими привычками?

- У меня есть преимущество. Я выучил поколение детей Светлого. Они теперь сами родители, приводят ко мне своих детей. Новые ученики мне доверяют. Поэтому работается легко.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах