Примерное время чтения: 4 минуты
76

Интеллектуальный прорыв

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 47. Аргументы и факты - Томск 24/11/2010

Проректор ТУСУРа Александр Уваров стал лауреатом премии Правительства России 2010 года в области образования. Уваров удостоен этой премии в составе авторского коллектива за создание нового направления высшего профессионального образования "Инноватика", его научное и учебно-методическое обеспечение, экспериментальную отработку и широкое внедрение в отечественных университетах.

Новые подходы - в приоритете

Первым знамя инноватики, как научного и учебного направления поднял немногим более десяти лет назад Санкт-Петербургский университет. В Томском университете систем управления и радиоэлектроники это поняли также в конце девяностых. Именно ТУСУР дал городу и региону около 80 процентов предпринимателей томского наукоемкого бизнеса и большую часть резидентов для Томской технико-внедренческой зоны.

В то время ректор вуза профессор Анатолий Кобзев был убежден, что необходимы специалисты новой формации - энергичные люди, способные разбираться одновременно и в технике, и в экономике, и в юриспруденции. Единомышленником Кобзева стал тогда проректор по экономике Александр Уваров. Вместе они боролись за создание студенческого бизнес-инкубатора, за развитие образования дистанционными методами. И оба проекта были успешно реализованы.

На этой базе стало возможным и появление в 2007 году Института инноватики, который возглавил Уваров. Сегодня Институт инноватики объединяет известных в городе и стране специалистов в инновациях. Это Юрий Осипов, Сергей Мельченко, Сергей Чириков, Андрей Поздняков, Юрий Лирмак.

- Вообще история успеха ТУСУРа, - говорит Александр Фавстович, - складывается так, что один успешный проект непременно "вытягивает" за собой другой. Институт инноватики с момента своего создания в 2007 году был ориентирован на подготовку специалистов для реализации инновационных проектов и создания конкурентоспособных наукоемких предприятий.

Институт готовит специалистов нового типа. Специалистов-менеджеров, которые способны продвигать высокие технологии, наукоемкую продукцию, обладая при этом знаниями инженерии, социологии, психологии и других дисциплин, так как инноватика - это межотраслевая наука. Убежден, что специальность "инноватика" должна быть во всех технических университетах.

Обучение по направлению "Инноватика" в ТУСУРе неразрывно связано с научно-исследовательской работой. В институте основным направлением исследований является развитие модели тройной спирали взаимодействия университета, бизнеса и власти. Кстати, Институт инноватики организовал 29 ноября визит в Томск автора теории тройной спирали, профессора Стэнфордского университета Генри

Ицковица для дискуссии и российской премьеры - презентации переведенной в ТУСУР книги "Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии".

Перспективное направление

Имея столь весомый опыт, вуз был готов делиться с коллегами всеми наработками и замыслами. Кроме проректора ТУСУРа, в состав авторского коллектива вошли представители администраций и ученые ведущих российских вузов, Российской академии наук, а также вице-губернатор Санкт-Петербурга. Сложность была не только в том, чтобы выстроить идеологию, концепцию и содержание образовательных программ.

Специфика инновационной сферы требовала специалистов иного, более широкого, междисциплинарного типа подготовки. И группа, взявшаяся за создание нового направления высшего профессионального образования, успешно решила учебно-методические проблемы, выстроила программу подготовки специалистов для инновационной сферы.

В итоге появилось новое направление высшего профессионального образования "Инноватика" (бакалавриат и магистратура) и новая специальность "Управление инновациями". В рамках этого же направления вузы реализуют программы дополнительного и послевузовского образования.

Сегодня программы по направлению "Инноватика" и по специальности "Управление инновациями" используют 52 вуза в 21 регионе России. Междисциплинарный подход и проектная организация учебного процесса позволяют удовлетворить требования работодателей при формировании компетенций выпускников, разработать различные маршруты образовательных маршрутов, повысить уровень специализации, обеспечить развитие концепции непрерывного образования в инновационной сфере.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах