Наступление зимнего автомобильного сезона в этом году отмечено гибелью аж 12 человек. Столько томичей скончалось на дорогах за неполных две недели первого гололеда. Случайность?
Перелома нет
Может быть. Хотя человеческие жертвы после этого всплеска существенно не сократились. Мы уже смирились с тем, что на томских дорогах ежегодно в среднем погибает 150 человек. По сегодняшним сводкам, каждую неделю гибнет по томичу, а то и больше. Между тем в ГИБДД утверждают: по количеству погибших за последние 10 месяцев область выглядит даже лучше, чем за тот же период прошлого года. Но дело не в цифрах.
Суть в том, что количество правонарушений на дорогах, а, как правило, именно они становятся причинами серьезных ДТП, кратно не уменьшается. Перелома нет. И даже драконовские штрафы положения не спасают. Представители власти, да и работники ГИБДД винят во всем менталитет, низкую правовую культуру. "Хоть смертную казнь вводи, он как летал, так и будет летать, - грустно шутит заместитель губернатора по вопросам безопасности Юрий Сухоплюев. - Некоторым даже проще штраф заплатить и носиться дальше".
Что делать? Воспитывать, воспитывать и еще раз воспитывать, считает Юрий Кузьмич. Причем начинать с младых ногтей. А как перевоспитать уже взрослых автомобилистов, чье правовое сознание, точнее наплевательское отношение вообще к каким бы то ни было нормам, правилам, не только дорожного движения, формировалось во времена "диких девяностых"?
Дикие мы, дикие
С помощью всевозможных акций, призванных привлечь внимание к проблеме огромной аварийности. С 1993 года ежегодно проводится Всемирный день памяти жертв ДТП. В этом году 15 ноября прошел он и у нас. По городу прошествовала автоколонна, призванная привлечь внимание к проблеме. В соборах и мечетях в этот день поминали погибших на дорогах. Представители церкви обращались к еще пока живым с призывами сохранить свои и чужие жизни. Но будет ли толк от таких обращений? Возможно, на тех, кто сам или чьи родственники или близкие попали в ДТП, это и произвело впечатление. На остальных же - вряд ли.
Может, стоит попробовать что-то более действенное? Например, у многих ГАИ-шников нашей необъятной страны раньше в ходу была такая весьма эффективная мера, как выставление возле постов ГИБДД искореженных, попавших в серьезные ДТП автомобилей. А если там еще и следы человеческой крови...
Сознание "освежает" капитально. Ведь замечено - на русского устрашение действует гораздо эффективнее пряника. Дикие мы, пока еще дикие. Так, может, вместо рекламных щитов с глупой рекламой, на которой изображена смазливая деваха в милицейской форме с кривым погоном, произносящая "даже и не думай", выставить на всеобщее обозрение в городе парочку разорванных, искореженных авто? Сразу же начнутся упреки в запугивании населения, некорректности. Но ведь клин клином вышибают.
Ну а пока остается уповать на то, что приостановленная из-за кризиса областная программа безопасности дорожного движения опять возобновлена. Да и динамика роста приобретения авто сократилась на 6 процентов. Именно роста, который все равно продолжается. Делайте выводы.
Мнение
"Наглядная агитация" действительно отрезвляет, признает заместитель начальника областной ГИБДД Евгений Васильев, правда, речь идет об установленных вдоль обочин памятниках погибшим в ДТП. "На Шегарском тракте уже ни одного живого места не осталось, как после войны, - отмечает офицер, - дорожному движению они не мешают. Убрать их уже нельзя, есть настоящие комплексы".