День рождения здесь похож на обычный праздник в какой-нибудь средней школе. Только "школа" эта особенная - женская колония для несовершеннолетних. И она для многих воспитанниц - едва ли не лучшее время в жизни.
Артисты и зрители
Места в клубе четко организованы. По одну сторону смирно сидят девушки в одинаковой темно-синей джинсовой форме, по другую - девушки в концертных костюмах, волнуются перед выступлением, посередине замерли удивленно-напряженные гости. В этом году приехало много родителей.
- Меня всю трясет, - признает одна из мам и вытирает глаза платочком. - У меня тут дочка, в декабре её должны выпустить.
Бывшие воспитанницы тоже приезжают на праздник, посмотреть, что изменилось, побеседовать с прежними своими воспитателями. Одна из них, хрупкая блондинка Светлана из Анжеро-Судженска, рассказывает, как сложилась её жизнь после колонии:
- Хорошо, в принципе, сложилась, сына родила. Два и месяц ему уже. Домохозяйка. Муж работает в строительной компании. Я ушла отсюда по УДО, участвовала везде... ну, колония что-то дала, научила сдержанности. В первый раз попала сюда в четырнадцать лет. Статья сто пятая.
Убийство, значит. Да, эти хрупкие девушки сидят здесь за тяжкие преступления - убийства, грабежи, разбои. В общем, за попадание в плохую компанию с плохими последствиями. Все они имеют возможность выйти по условно-досрочному освобождению. Как раз сегодня, в честь праздника, будут освобождены пять девушек.
Через час - на свободу!
Концерт и вправду получился отличный, обзавидовалась бы любая общеобразовательная школа. Песни, танцы, акробатика - все в порядке. И костюмы, конечно, и платья бальные. Красивые девушки в красивых платьях дефилируют по сцене, радуя глаз.
Большую часть костюмов они сами шьют на фабрике, переделывают, подшивают к каждому празднику. Происходящее немного похоже на праздник в летнем детском лагере: вручение грамот за лучший отряд, лучший класс... И непохоже: вручение постановлений о досрочном освобождении.
Одна из воспитанниц, которой осталось находиться здесь около часа, охотно рассказывает о себе:
- Я здесь во всех мероприятиях участвовала! После освобождения пойду в торгово-экономический техникум. Буду работать, учиться. Я здесь получила четвертый разряд швеи, одиннадцать классов закончила без троек. В принципе, много чего поняла и много чего осознала. Повзрослела. Уверена, что прежнего не повторится. С прежней компанией я больше водиться не буду.
Трогательное прощание
После концерта родители расходятся по отрядам, посмотреть, что там за условия для жизни. Во дворе воспитанницы выстроились в две шеренги, все держат в руках цветные резиновые тапочки - сменную обувь для помещений. Появляются освобожденные девушки, они уже переоделись в обычную, молодежную одежду. Прощаются со слезами, объятиями. Если не смотреть им в глаза, они кажутся обычными выпускницами средней общеобразовательной школы. Если бы не то, что натворили.
- Это дети, задушенные родительской нелюбовью, - говорит заместитель начальника колонии по кадрам и воспитательной работе, подполковник внутренней службы Маргарита Николаева. - Когда я только начинала работать, сюда попадали в основном дети-авантюристы, которым было тесно в рамках обычной жизни. С начала девяностых становится все больше и больше детей с тяжкими преступлениями.
Бывает, что отец с матерью разводятся и так делят ребенка, буквально разрывая на части, что он не выдерживает и "заказывает" кого-нибудь из родителей. Здесь ведь далеко не все из неблагополучных семей. Просто они в пятнадцать лет уже устали от жизни и от равнодушия взрослых.