Примерное время чтения: 7 минут
47

Призовой миллион для ученика и учителя

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 22. Аргументы и факты - Томск 28/05/2008

Что главное в призовом миллионе нацпроекта? Надежда Лыжина считает, что это та его часть, которую можно использовать для повышения квалификации педагогов.

Конечно, можно сказать, что Надежде Петровне положено так считать "по должности", должности директора Регионального центра развития образования, но думаю, сегодня с ней согласны многие директора школ. Это в первый год получения миллиона победителями конкурса национального проекта "Образование" директора школ лихорадочно искали, где что выгоднее закупить из оборудования классов.(Тем более что деньги пришли в конце года и их полагалось истратить до первого января). Сегодня все понимают, что дорогая образовательная техника не принесет пользы без умного, продвинутого учителя.

"Надо тянуться за лидерами"

- Надежда Петровна, за последние три года победителями конкурса национального проекта "Образование" в Томской области стали 63 школы, 33 - сельские, 30 - городские. Но в области около четырехсот школ. Что делать остальным, которые не получили по миллиону на развитие? И, может, мы просто не знаем кого-то, кто тоже достоин был стать победителем, но по заслугам не оценен?

- Основной целью реализации Приоритетного национального проекта "Образование" является повышение качества общего образования, подготовка конкурентоспособного выпускника. Задача проекта заключается не в том, чтобы раздать "всем сестрам по серьгам". Задачей было и остается через конкурсный отбор выявить и поддержать самые лучшие, самые активные школы, внедряющие инновационные программы, новые образовательные технологии, достигших высоких результатов. И мотивировать остальных. Тем, кто не стал победителем, надо тянуться за лидерами, учиться предъявлять свои достижения, свой опыт, становиться более открытыми не только для коллег-педагогов и родителей, но и для всего местного сообщества. Видимо, не все школы готовы к таким испытаниям. Ну, а что касается экспертов конкурса, уверяю вас, они независимы и объективны. Сорок процентов членов комиссии из общественных организаций, по тридцать процентов - профессионалы школьного и вузовского образования. Среди них, например, авторитетные в учительских кругах "Ассоциация лучших школ", "Ассоциация инновационного образования", общественная организация "Всероссийское педагогическое собрание".

На первом этапе конкурсные материалы школ проходят техническую экспертизу, далее - содержательная экспертиза программ развития, инновационных образовательных программ, документов, подтверждающих качество образования, результаты внеурочной деятельности и так далее. Для большей убедительности школы представляют портфель достижений - дипломы, грамоты, награды, полученные в конкурсах и олимпиадах. Материалы каждой школы оценивают 10 экспертов.

- Имеют ли право конкурсанты высказать свое мнение, возразить против несправедливого или неполного, на их взгляд, заключения экспертов?

- Конечно. По процедурным вопросам участники могут подать апелляцию. Свою позицию директор и его команда могут представлять и, если необходимо, отстаивать на третьем этапе конкурсного отбора. Это последний, довольно сложный этап - публичное представление инновационной программы школы и ее результатов на суд не только экспертов, но и коллег из других образовательных учреждений Томской области. И если эксперты не обратили внимания на какой-то важный, по мнению коллектива, компонент программы, здесь можно об этом подробнее рассказать. Очный этап экспертизы для всех его участников - несомненно, элемент повышения квалификации, а для претендентов на участие в конкурсе следующего года еще и модельная тренировочная ситуация.

"Качественные изменения будут нарастать"

- Надежда Петровна, когда мы договаривались о встрече, вы сказали, что значение национального проекта "Образование", далеко не исчерпывается его финансовыми возможностями...

- Я имела в виду в целом те позитивные перемены, которые происходят в нашем образовании, кроме материальной поддержки школ. Очевидны изменения в управлении школами и образовательными системами, меняются и подходы к повышению квалификации - теперь предпочтение отдается подготовке школьных и муниципальных команд. Формируются сетевые программы повышения квалификации. Региональная сетевая программа повышения квалификации будет сформирована уже в ближайшие дни. Сейчас завершается конкурс программ и модулей повышения квалификации, ориентированных на задачи комплексной модернизации системы образования. Строятся новые отношения между общественностью и школой, растет доверие к власти. Создаются и начинают реально участвовать в решении проблем общественные советы, более 60 процентов школ имеют органы ученического самоуправления. Стала практикой публичная отчетность руководителей школ и муниципальных органов управления образованием перед родителями, представителями законодательной и исполнительной власти.

Расширяя рамки приоритетного национального проекта, выявляются и поддерживаются учреждения дошкольного и дополнительного образования, которые, так же, как и школы, реализуют инновационные программы, но через нацпроект не поддерживаются. Второй год мы проводим областной конкурс среди учреждений дошкольного образования на звание "Детский сад года". Победителями стали детский сад N 8 г.

Стрежевого, детский сад села. Мельникова и еще шесть учреждений - победители в номинациях. Если в прошлом году главным призом победителя были компьютер и принтер, то в этом году губернатор Виктор Кресс на призовой фонд выделил триста тысяч рублей, готовят подарки и спонсоры. В этом году сюрприз ожидает и школы, которые не вошли в число победителей, но были в одном-двух шагах от нее, то есть отстали от победителей буквально на несколько баллов. Им будет выделена финансовая поддержка. Надеюсь, что инициатива Всероссийского педагогического собрания и департамента общего образования по премированию директоров школ-победителей проекта 2006-2008 гг. также в текущем году будет реализована.

Среди важных результатов реализации национального проекта в Томской области я считаю создание на базе школ-победителей, а также учреждений дополнительного и дошкольного образования, активно реализующих инновационные образовательные программы, ресурсно-внедренческих центров инноваций. Для получения такого статуса учреждения проходят очередной конкурсный отбор.

- Конкурентов себе готовите?

- Скорее партнеров и опору. Такие центры станут площадками для апробации нововведений, реализации педагогических экспериментов, повышения квалификации учителей и руководителей, разработки методических пособий и местом тиражирования передового опыта. В прошлом году такой статус кроме четырех школ-победителей нацпроекта ("Эврика-развитие", Северская гимназия, Бабарыкинская школа, Зырянская школа N2), получили детский сад N 57 ЗАТО Северск и учреждение дополнительного образования детей - Центр планирования карьеры. Это еще один способ расширить рамки национального проекта. Например, Центр планирования карьеры много лет успешно занимается предпрофильной подготовкой школьников. В августе статус ресурсно-внедренческого центра инноваций получат еще 9 образовательных учреждений. Уверена, все они станут центрами кристаллизации инновационного опыта.

- Лучшие школы, победители конкурсов национального проекта, получают по миллиону рублей. А какой интерес бороться за звание ресурсно-внедренческого центра?

- Во-первых, все они получат возможность более интенсивно развиваться, стать не только "пионерами" по апробации нововведений, но и разработчиками, проектировщиками, исследователями. Во-вторых, все центры получат на сумму до шестисот тысяч каждый интерактивные доски, ноутбуки, принтеры и другое оборудование, приобретенное частично за счет регионального бюджета, частично за счет федерального. Часть средств пойдет на разработку методических пособий.

"Проект будет развиваться"

- Что будет дальше с нацпроектом "Образование"?

- Он точно не будет свернут ни на федеральном уровне, ни на региональном. Запущены такие процессы в системе образования, да и в обществе в целом, которые остановить уже нельзя. Более того, разрабатываются и внедряются в регионах России новые проекты. Это проект по организации школьного питания, проект по разработке и внедрению пакета свободного программного обеспечения для использования в общеобразовательных учреждениях.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно

Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах